Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Миссия и политика в высшем образовании

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Одной из важнейших проблем системы образования Турции является отсутствие миссии. Миссии отделений Гарвардского или Кэмбриджского университетов и миссии соответствующих отделений вузов развивающихся стран практически совпадают. Вопрос, который требует осмысления, состоит в том, почему выпускники университетов, которые приняли одну и ту же миссию или цель, слишком отличаются друг от друга.

Одной из важнейших проблем системы образования Турции является отсутствие миссии. Цели или миссии, заявленные нами в среднем и высшем образовании, состоят не более чем из высокопарных клише. Миссии отделений Гарвардского или Кэмбриджского университетов и миссии соответствующих отделений вузов развивающихся стран практически совпадают.

Вопрос, который требует осмысления, состоит в том, почему выпускники университетов, которые приняли одну и ту же миссию или цель, слишком отличаются друг от друга. Причина заключается в том, что заявленные в университетах развивающихся стран миссии состоят из «заимствований» и цитат. Как только наши ученики и учреждения определят верные, по их мнению, миссии и будут выработаны соответствующие этим миссиям учебные программы, иными словами, когда будет создана благоприятная основа для реализации данных миссий, образование превратится в полезный и увлекательный процесс для всех участвующих в нем сторон. Отказавшись от жалоб относительно неблагоприятных конечных результатов образовательного процесса, нам необходимо организовать надежную для него основу.

Читайте также: «Вооруженные» американским образованием мировые лидеры


То, что действительно воодушевляет образование, делает его полезным и увлекательным, – это миссия, цель. Например, человек, желающий получить специализацию в области османской литературы на Западе, намеренный служить османской культуре, начиная с первого курса бакалавриата, стремится наилучшим образом изучить османский турецкий, персидский и арабский языки. Помимо языков, у студента в этой области совершенствуются навыки критического чтения и написания статей. В области османской литературы каждый семестр подготавливается определенное количество научных публикаций. Интересующийся данной тематикой студент получает сложное, но увлекательное образование. Причина и секрет великолепных работ, подготовленных по турецкой истории такими ориенталистами, как Хаммер, Бартольд, Радлов, скрыты в миссии и образовании, которое они получили для реализации данной миссии. В Турции же студент филологического факультета в течение четырех лет уныло заучивает наизусть конспекты лекций по различной тематике и после неизбежного процесса забывания всего заученного полагается на ценность полученного диплома. Не изучая арабский или персидский языки, он находит несущественным даже знание устойчивых выражений на арабском языке, которые вкратце даются в рамках дисциплины «Османский турецкий язык». Поверхностные знания, освоенные таким путем, студент стремится быстро забыть сразу же после экзамена. Основная причина состоит в том, что студент в Турции начинает свой образовательный процесс, не определив свои цели и не зная свою будущую профессию. При этом причина усилий, которые прилагает немецкий или британский студент для освоения османского турецкого, персидского или арабского языков, заключается в определенной миссии и цели, поставленной в начале образовательного процесса. Цель должна быть определена на самом старте получения бакалаврского образования. В частности, студент филологического факультета должен изначально принять решение о том, станет ли он преподавателем, исследователем, романистом, сценаристом, будет ли специализироваться на древней или современной турецкой литературе, и в направлении достижения данной цели выбрать дисциплины и преподавателей.



Также по теме: Дискуссии вокруг образовательной системы Турции «4+4+4»


Чтобы превратить образование в полезный и увлекательный процесс для индивида и общества, прежде всего мы должны образовать «политический и научный совет», способный определить политические, экономические, военные и культурные потребности нашей страны, а также обновить образовательную политику в направлении реализации поставленных целей. Название этого совета может быть «Высший совет научной и образовательной политики» или эти функции может выполнять действующий «Совет высшего образования (YÖK)». Этот совет не должен стать бюрократическим институтом, занимающимся решением канцелярских проблем образования, стремящимся найти законы и регуляции в отношении ошибочной образовательной системы. Это должен быть совет, который создает идеи и вырабатывает решения, связанные с образованием и развитием страны, формирует в соответствии с ними систему образования, лицеи и университеты, обладает влиянием и полномочиями. Данный совет должен объединить усилия университетов и частного сектора, которые внесут весомый вклад в развитие образовательной системы. Совету необходимо определить и контролировать реализацию учебных программ, позволяющих подготовить такие типы специалистов и профессионалов, потребность в которых испытывает наша страна и мир в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К примеру, в Турции необходимо производство мобильных телефонов, автомобилей, шампуней, лекарств и других продуктов «международного качества» с применением высоких технологий. Если совет, получив поддержку частного капитала, примет решение о необходимости производства такого рода качественной продукции, которая позволит Турции в течение длительного времени составить конкуренцию на международных рынках, то для этой цели по распоряжению правительства совет должен использовать как минимум два университета, которые будут конкурировать друг с другом, и предоставить этим вузам соответствующий персонал, возможности и сроки. Руководители соответствующих университетов должны создать персонал и лаборатории в направлении реализации предоставленных им миссий. Если данным университетам требуется исследователь определенной характеристики и компетенции, то в направлении реализации заявленной миссии они должны суметь подготовить его за границей. Формирование персонала должно основываться не на дипломе, а на «цели» и «вкладе». Звание и заработная плата исследователя должны регулироваться соразмерно его вкладу в реализацию миссии или цели академического сообщества. При этом не стоит возобновлять контракт с исследователями или администраторами, которые не действовали в соответствии с заявленной миссией и видением или не добились успеха. Государственные университеты должны создаваться и управляться не в соответствии с логикой частного бизнеса и приносить пользу отдельным индивидам, а в форме, которая будет служить стране и народу в целом. Необходимо обеспечение специализации университетов и академического персонала во многих областях.

Читайте также: Пять самых образованных стран в мире


В образовании и производстве особой значимостью обладает интегрированный подход. Скачок в развитии одного из сегментов, являющихся важными для сферы производства, может сделать другие работы бесполезными. Научные работы, которые не определены с точки зрения целостного взгляда, можно сравнить с дорожными работами, которые не связаны друг с другом и не принесут пользы, даже если будут проведены качественно. Например, если для производства мобильного телефона или шампуня требуется специализация в 20 различных областях, необходима подготовка специалистов в каждой из этих областей, владеющих знаниями, соответствующими мировым стандартам. Необходима целенаправленная и осознанная отправка персонала за границу. В результате должен быть произведен продукт международного качества при поддержке или, если требуется, покровительстве частного капитала. Также важно, чтобы производство этого продукта качественно продолжалось. В этой связи в университетах необходимо создание академических традиций. Эти традиции должны создать условия для подготовки специалистов в соответствии с мировыми стандартами, отправки выпускников в самые лучшие университеты, исследовательские центры и компании мира. В то же время эти традиции должны быть привлекательными для студентов других стран. Отдел совета, связанный с общественными науками, должен определить образ специалиста в той области, потребность в которой испытывает наша страна и мир, а также навыки и умения, которыми он должен обладать. В частности, Турция должна подготовить большое количество исследователей, журналистов, работников телевидения, служащих управленческого аппарата, послов, политологов, социологов, разведчиков, владеющих языками региональных народов, преследующих цель – завершить искусственные споры и террор между странами на Ближнем Востоке. В этой связи несколько университетов Турции должны специализироваться по вопросу террора и воспитывать академические поколения в этом направлении. Исследователь, специализирующийся по данному вопросу, должен многие годы отслеживать и анализировать регион не глазами других, а уметь самостоятельно строить прогнозы на будущее. Эти знание и прогнозы должны предоставляться политическим и военным силам. При этом политические деятели должны полагаться не на собственную исключительную находчивость, а на продукт труда соответствующего специалиста, и принимать свои решения, опираясь на знания.



Также по теме: Иностранный язык - предрасположенность есть, знаний  нет


Долгосрочной миссией определенного университета или отделения, связанного с общественными науками, должно стать выявление псевдоисторических источников, произведенных в XVIII и XIX веках для конструирования турецкой и исламской истории, культуры и литературы. Таким образом, будут раскрыты произведения, не имеющие отношения к исламу и адаптированные к определенным турецким и исламским элитам. При этом сообщество или отделение должно образовать определенный академический персонал, который будет способен наилучшим образом выполнить эту национальную обязанность. В составе данного персонала одни должны специализироваться на выявлении псевдоисторических произведений с точки зрения «языка», другие – на методах внешней критики источников и анализе специфических черт, третьи должны специализироваться на дипломатической критике фетв, указов и пр., четвертые – на работах, основанных на применении математических, статистических и компьютерных методов. Вместе с тем требуются специалисты мирового уровня в области определения подлинности авторства. Академическое сообщество в направлении возложенной на него миссии должно отправлять исследователей за границу, собирать знания, источники и методы, накопленные в других странах, организовывать связанные с данной тематикой симпозиумы, выпускать научные журналы, освоить академическую традицию, известную всем мировым университетам. Как видно, будучи построенной на логике и цели, система образования станет сложной, но полезной. Прогресс страны в научном смысле возможен только благодаря сознательным, распланированным, стратегическим, целостным и координированным действиям.

Читайте также: Образование = здоровье + долголетие


Таким образом, любое академическое сообщество должно быть создано с определенной миссией. В направлении реализации данной миссии оно должно определить кадровый состав и материальную инфраструктуру соответствующего учреждения. Исследователи, работающие в учреждении, где отсутствует миссия, будут стихийно определять свои сферы деятельности. В Турции нет понятия миссии учреждения. Миссии и компетенции всех факультетов и отделений, носящих одинаковые наименования, а также научных деятелей, работающих в одинаковых научных областях, совпадают. Если миссии и компетенции дублируют друг друга, это, в сущности, означает отсутствие миссии и компетенции. Если в миссии и компетенции отсутствует индивидуальность, то невозможна специализация, а в этом случае невозможно конкурентоспособное на мировом уровне производство. В таком случае каждое академическое сообщество и каждый исследователь должны определить особую миссию или область специализации, которая отличит их от других. Качественное производство требует соответствующего образования, компетенций и усилий. Даже если тысячи лет третьесортное образование будет подготавливать десятки тысяч специалистов, производство высококачественного продукта невозможно.

Мендерес Джошкун - доктор, профессор, декан педагогического факультета Университета им. Сулеймана Демиреля