Собравшееся в Дохе большинство представителей сирийской оппозиции в конечном итоге все же приняло соглашение о формировании объединенной коалиции под сильнейшим давлением Америки и Катара. Этот договор стал ответом на настойчивые требования США, Франции и монархий Персидского залива.
Как бы то ни было, решено еще отнюдь не все. Число кресел, которые достанутся Сирийскому национальному совету в этой новой инстанции до сих пор не установлено. Несмотря на звучащую в последнее время критику со стороны Вашингтона, СНС намеревается заполучить, как минимум, 20 из порядка 60-ти мест в новой структуре. В любом случае, стоящие за СНС «Братья-мусульмане» не собираются выпускать из рук этот лакомый кусок.
Документ, который лег в основу этой коалиции, представляет большой интерес.
Читайте также: Сирия - ливийский прецедент не имеет значения
В его втором пункте отмечается, что стороны обязуются совместно работать для «свержения режима, всех его символов и столпов, а также расформирования его органов безопасности, преследования всех тех, кто замешан в преступлениях против сирийского народа». Это говорит о том, что цель новой инстанции заключается в свержении не только режима, но и в более широком смысле - всей сирийской государственной системы, так как мы видим призыв к устранению всех «символов и столпов» режима.
Все это напоминает иракский сценарий после свержения Саддама в 2003 году, когда произошла полная «разбаасификация» режима. Тем не менее, эта инициатива стала одной из тяжелейших ошибок американцев и их союзников после падения Саддама Хусейна. Увидим ли мы повторение того же промаха в Сирии? Что собираются сделать с сирийской армией? Ведь в условиях хаоса, который неизбежно воцарится после свержения режима, только она будет в состоянии обеспечить хотя бы видимость единства страны. Особенно когда потребуется нейтрализовать наиболее радикальные вооруженные группы, которые откажутся сложить оружие.
После прочтения этого документа складывается впечатление, что речь идет в первую очередь о попытке создать препятствия для любых переговоров по политическому переходному процессу (прежде всего - под давлением «Братьев-мусульман», чрезвычайно активных за кулисами в Дохе). Отсюда следует и еще один интересный пункт в документе, где черным по белому сказано, что «коалиция обязуется не вести диалог или переговоры с режимом».
Также по теме: В защиту «иракского синдрома»
Другими словами, Доха похоронила женевские договоренности. Это подписанное западными государствами и Россией соглашение предусматривало проведение переговоров для подготовки переходного процесса в Сирии после ухода Асада. Тем не менее, Запад и Москва по-разному интерпретируют ее положения.
После принятия документа «коалиция объявила, что с режимом нужно бороться насмерть», — комментирует оппозиционерка Ранда Касис. Ее сторонники, безусловно, надеются, что сейчас Запад предоставит им средства (финансы и оружие) для достижения заявленных целей.