Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Если вы спросите себя, какое влияние оказало объединение партии Наш дом - Израиль с Ликудом на настроения избирателей НДИ, ответ будет таков: раскол среди тех, кто отдал свои голоса Авигдору Либерману.
В канун выборов 1999 года Биньямин Нетаньяху посоветовал своему приятелю Ивету (Авигдору Либерману – прим. ред.) создать партию НДИ. Новая партия, которая, словно магнитом, притягивала голоса репатриантов из стран СНГ, должна была, по задумке Нетаньяху, помочь ему сохранить за собой пост главы правительства. Однако в противостоянии с Эхудом Бараком, которого русскоязычные граждане считали героем израильских войн, политическая интрига Нетаньяху не достигла своей цели.
Теперь, когда Нетаньяху вывел сотрудничество с Либерманом на качественно новый уровень, возникает вопрос: принесет ли дивиденды лидеру Ликуда эта инвестиция?
В 1999 году в свет вышла книга Моше Кенигштейна «Лексикон русской алии», которая объясняла израильским читателям, каковы социальные позиции и ценностные установки русских репатриантов. Эта книга опиралась на результаты социологического исследования в таких сферах, как язык, культурные различия, стереотипы мышления выходцев из бывшего СССР. В разделе, разъясняющем понятие «выборы» (с точки зрения новых репатриантов) написано, что «выборы – это принятая в демократических странах игра, пустая трата времени и денег; спектакль, предназначенный для оболванивания масс; выборы – это декорация, за которой скрываются манипуляции, суть которых неясна большей части избирателей».
Таков был духовный багаж, с которым репатрианты прибыли в Израиль после многолетнего опыта существования в советской политической реальности. Вместе с тем, уже в Израиле, в дебрях местной политики, выходцы из бывшего СССР сформировали определенные представления о том, каким образом они могут с выгодой для себя оказывать влияние на политическую жизнь страны.
Это понимание пришло не сразу. В первые десять лет с начала Большой алии русские репатрианты поддерживали партию Авода – Рабина в 1992 году и Барака в 1999-м. «Русские» были разочарованы партией власти (Ликудом Ицхака Шамира, а затем и Ликудом, который возглавлял Биньямин Нетаньяху). Выходцы из СССР были разочарованы и лидерами Аводы, которых они прежде считали героическими фигурами.
Попытка русской общины продвигать свои интересы с помощью «израильских» партий провалилась. Так была подготовлена почва для создания секторальных партий – Исраэль ба-алия Натана Щаранского (1996) и Наш дом - Израиль Авигдора Либермана (1999).
Успешная кампания партии Щаранского принесла ей семь депутатских мандатов. В 1999 году русская алия поддержала Эухда Барака на прямых выборах на пост главы правительства, но, одновременно, отдала свои голоса секторальным партиям, которые получили десять мест в парламенте. Партия Шинуй, которая вынесла на повестку дня ряд важнейших гражданских тем, касающихся выходцев из бывшего СССР, получила 4 депутатских мандата от «русского» сектора.
Предвыборные кампании этих партий и активисты на местах говорили по-русски, на понятном языке («МВД – под наш контроль», «Да - Либерману»). И это сработало. Таким образом, два десятилетия спустя после начала Большой алии НДИ разрослась с 11 депутатских мест в 2006-м до 15 - в 2009-м.
«Русская улица» делает свой выбор, опираясь на иные принципы и установки, чем старожилы и уроженцы страны. На их выбор в немалой степени оказывает влияние образование, полученное в стране исхода, культурные коды, привезенные оттуда. На Либермана возлагались большие надежды. Будучи человеком многосторонним и деятельным, хорошо разбирающимся в тонкостях израильской политики, он с большим умением и упорством прокладывал себе путь наверх.
Либерман также всегда был «своим» человеком для «русских». Он выдвигал отвечающую запросам своих избирателей предвыборную повестку дня, демонстрировал достойный уровень управления (министр транспорта, министр национальной инфраструктуры) и давал понять всем, что он не идет на компромисс по принципиальным вопросам.
Однако в последние четыре года Либерман не оправдал надежд. Он потерпел фиаско на посту министра иностранных дел, не сумел решить неотложные задачи «русского» сектора. Члены фракции НДИ также нанесли немалый урон репутации своего лидера. Избиратели были разочарованы.
Станет ли Ликуд бейтейну новым пристанищем русскоязычных граждан? Те, кто в прошлом голосовал за Либермана, убеждены, что слияние с Ликудом пойдет на пользу политикам, но не избирателям.
Уже сейчас намечается отток русских голосов в партию Яира Лапида Еш атид. Лапид-младший, как и его отец, поставил себе целью переманить на свою сторону русскоязычных избирателей. В этом ему помогают некоторые лидеры общины.
Лапид много выступает в русских СМИ и готовится к целенаправленной предвыборной кампании на русской улице. Его облик вызывает симпатии русских репатриантов: европейская внешность, интеллигентная семья, принципы, которые важны для русскоязычных граждан.
Остальные партии пока не решили, сколько усилий и средств они готовы вкладывать в «русских» избирателей. Общепринятый подход в том, что касается распространения информации через русскоязычных пиар-агентов, характеризуется явной небрежностью.
Хорошим примером является партия Авода. В интернет ею был запущен странный видеоролик: два молодых человека разговаривают между собой на иврите о том, каково это быть «русским». Смотреть на это неловко. Неудивительно, что в русскоязычной израильской блогосфере этот ролик стал предметом насмешек.
В конечном итоге лишь та партия, которая сумеет вести с русскоязычными избирателями прямой диалог, используя точную терминологию, точную символику, учитывая культурные и ценностные коды общины, будет услышана и получит шанс на поддержку со стороны этой группы населения. Сегодня - более, чем когда бы то ни было - в ситуации, когда все карты перемешались, можно оценить колеблющиеся голоса русскоязычных израильтян в 12 депутатских мандатов. «Русская улица» ищет новых лидеров.