Недавно в Саппоро я разговорился с выходцами с северных островов и их семьями. Как ни прискорбно это говорить, настроение преобладало в основном пессимистическое. И правительство, и МИД Японии, и большинство обозревателей по вопросам «северных территорий» говорят о том, что сейчас лучше переждать и не предпринимать никаких действий. Поэтому мои собеседники сказали мне о том, что не понимают, зачем вообще существует движение в поддержку возврата «северных территорий».
Читайте также: Япония отражает выпады Медведя и Дракона
Мнение обозревателей не менялось: по-прежнему одни настроены на первичный возврат двух островов, другие предлагают дождаться возврата всех четырех островов гряды сразу. Оба лагеря не предлагают никаких реальных путей решения, принимая во внимание только границы и определение Курильских островов в соответствии с Сан-Францисским мирнымо договором и с комментариями заявлений российских представителей. В конечном итоге все сводится к тому, что обе стороны понимают всю важность японо-российских переговоров. Но сколько же лет нам еще предстоит ждать, пока страны договорятся и проблема будет разрешена? Высказывания с российской стороны меняются время от времени. Ведь не сказки же рассказывали Ельцин на переговорах с Хасимото в отеле Кавана в 1998 и Путин во время встречи с Мори в Иркутске в 2001? За это время мир успел измениться. В той же России произошли реформы в пользу рыночной экономики, демократизация политической системы, и президент Путин уже не может одним своим словом решить проблему спорных территорий. Нужно выходить на переговоры о возврате «северных территорий», которые бы привели к реальному решению.
Россия показывает серьезное желание проводить расширение газового рынка с острова Сахалин. Однако эта задача не из легких. Вполне вероятно, что привлекательность газа с Сахалина будет падать вместе с ростом влияния газовой компании «Шелл» с центром развития в США. России нужно получить прибыль с Сахалина до того, как газ «Шелл» распространится повсеместно. У России нет в запасе свободного времени. Помимо этого, для того, чтобы выйти на массовое производство газа на Сахалине необходимо расширение инфраструктуры и строительство завода по сжижению природного газа (СПГ). Однако для строительства завода СПГ требуется сумма, равная одному триллиону иен. То есть, необходимо привлечение иностранных инвестиций. Ответ находится на поверхности. Решение этого вопроса немыслимо без участия Японии, которая, помимо всего прочего, является потенциальным покупателем сахалинского газа.
Также по теме: Токио осудил поездку Медведева на Курилы
Также Россия активно развивает Северный морской путь, чтобы использовать для судоходства по северным морям. В организации морского пути необходимо содействие Японии, морские территории которой находятся на маршруте следования. Япония должна оставить самоуничижительную историческую позицию, подготовить материалы с новыми основаниями для дискуссии и приступить к переговорам по спорным территориям, которые определят будущее японо-российских отношений. Время форсировать переговоры наступило.
Ёсихико Ямада – профессор университета Токай, Япония.
Перевод выполнила Гостева Ирина