Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Петербургский диалог»: что подразумевают в России под словом «инновация»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пока в России само понятие «инновации» воспринимается крайне расплывчато, и представления о нем нередко далеки от реальности. В России научные исследования на 60 процентов финансируются государством и лишь на 20 процентов - промышленностью. Для сравнения - в Германии 70 процентов инвестиций в инновации поступают от частного бизнеса. Отсюда и разница в применении новых технологий.

Москва - Россия должна активнее использовать передовые технологии на практике. Для этого россиянам нужно пересмотреть вопросы финансирования. Таков вердикт участников рабочей группы «Экономика» в рамках «Петербургского диалога».

Второй день 12-го форума «Петербургский диалог» начался с заседания рабочих групп, в которых приняли участие высокопоставленные российские и немецкие эксперты. Основной темой рабочей группы «Экономика» стало инновационное развитие и сотрудничество двух стран. Главная претензия, которая предъявлялась российской стороне, заключалась в недостатке инвестиций в инновационный сегмент со стороны предприятий и частного бизнеса. В ответ чиновники и эксперты из России заявили, что находятся лишь в начале пути и готовы к заимствованию опыта.

Двадцать процентов против семидесяти

«Объемы торговли между Россией и Германией велики, однако все же недостаточны», - констатировал, открывая заседание рабочей группы, председатель Восточного комитета германской экономики Экхард Кордес (Eckhard Cordes), выполнявший вместе с членом правления «Газпрома» Валерием Голубевым обязанности модератора встречи. По его словам, задача будущего для обеих стран - это инновации и сотрудничество в сфере технологий.

Однако же пока в России само понятие «инновации» воспринимается крайне расплывчато, и представления о нем нередко далеки от реальности. В доказательство своих слов доктор Кордес привел статистику. По его данным, в России научные исследования на 60 процентов финансируются государством и лишь на 20 процентов - промышленностью. Для сравнения - в Германии 70 процентов инвестиций в инновации поступают от частного бизнеса. Отсюда и разница в применении новых технологий: в России они по большей части остаются неиспользуемыми, в ФРГ же широко применяются на практике.

Причина во многом кроется в зарегулированности и бюрократии, столь характерных для России. Так, глава Научного общества имени Фраунгофера Михаэль Шенк (Michael Schenk) рассказал о том, что его организация была вынуждена пару лет назад закрыть свое российское представительство. Дело в том, что Фраунгоферское общество занимается, в первую очередь, прикладными исследованиями, разработкой новых технологий и выводом их на рынок. Кооперация с российскими ведомствами оказалась затруднена из-за элементарного отсутствия рамочных соглашений.

Перспективы на словах и на деле

Бывший глава министерства энергетики России Сергей Шматко, в свою очередь, отметил, что проектных работ действительно не хватает и предложил подумать над тем, как можно было бы «пришпорить» сотрудничество. Экс-министр предложил, как минимум, три механизма для этого. Во-первых, расширение образовательных программ с возможностью отправки российских инженеров на стажировку в Германию. Во-вторых, тщательный анализ порой слишком общих схем и генпланов развития целых областей и регионов России. Эксперты, в том числе и немецкие, могли бы составить на основе этих стратегий «дорожные карты», по которым могло бы развиваться инновационное сотрудничество двух стран. И, наконец, в-третьих, Российско-германское энергетическое агентство, которое, в настоящий момент, фактически находится на стадии «умирания» и было изначально ориентировано исключительно на проблему энергосбережения, могло бы расширить свою деятельность и начать заниматься инновациями.

О конкретных примерах сотрудничества говорил научный руководитель ИНГГ имени Андрея Трофимука Алексей Конторович. Он немного скрасил общую картину, рассказав о совместных проектах России и Германии в сфере переработки так называемой «жирного» газа. По оценкам эксперта, в ближайшее время Россия сможет добывать 140-160 миллиардов кубометров такого сырья в Западной Сибири. В отличие от обычного, этот газ имеет более глубокое залегание и содержит в себе большое количество конденсата, этана, пропана и бутана. Перед транспортировкой эти компоненты необходимо разделять, а для этого требуются высокотехнологичные перерабатывающие мощности. Именно в этом деле российским компаниям помогают немецкие коллеги. Так, например, «Газпром» завершает строительство нефтегазохимического комплекса вблизи Нового Уренгоя. Содействие концерну оказывают Linde и BASF. Причем, как заверил присутствующих ученый, работа над созданием обрабатывающих производств только начинается и ее хватит на многие годы вперед.

Экономия по-немецки

Газа в России действительно хватает, однако он не всегда рационально используется, заметил неожиданно появившийся на заседании председатель наблюдательного совета «Газпрома», руководитель Координационного комитета «Петербургского диалога» с российской стороны Виктор Зубков. Он рассказал, что был недавно в Мюнхене, где отметил активный переход транспорта (как общественного, так и грузового, в том числе компании MAN) на газомоторное топливо. «И это при том, что, в отличие от нас, Германия газ покупает!», - посетовал он. По словам Зубкова, заимствование этого опыта было бы бесценно не только с точки зрения экологии, но и с точки зрения экономии. «В общем, - резюмировал глава комитета, - тесные контакты с Германией нам необходимы. И этому всерьез могла бы поспособствовать отмена визового режима».