Лондонские аукционные дома на этой неделе обратились к востоку и выставляют на продажу русские картины и драгоценности – в частности, изделия Дома Фаберже.
«Русские коллекционеры часто делают покупки в Лондоне, в котором у многих из них есть дома», - утверждает Уильям Макдугалл (William MacDougall), директор аукционного дома MacDougall's, торги в котором будут проходить 25 и 28 ноября. Christie's проводит торги 26 ноября, Sotheby's - 26-27 ноября, а Bonhams – 28 ноября.
MacDougall's выставляет на аукцион поразительную картину Николая Рериха «Шаругон» (1928 год). За нее планируется выручить от 380 000 до 600 000 фунтов. Изображает она тибетский монастырь, сияющий золотом на фоне грозной синевы гор — как указывает каталог, это намекает на то, что «духовность преображает даже самое суровое окружение». «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» Ивана Айвазовского (1851 год) – мирный морской пейзаж в синих и розовых тонах работы самого известного русского мариниста, - предположительно будет продан за сумму от 950 000 до 2 миллионов фунтов. «Свидание» Константина Сомова (примерно 1918 год) (другое название «Галантная сцена», - прим. перев.) с арлекином, обнимающим даму в кобальтовом платье, вносит в подборку немного легкомыслия (оценочная стоимость: 270 000- 400 000 фунтов). Это «пример типичной для Сомова легкости», считает г-н Макдугалл.
Christie's будет продавать знаменитого «Извозчика» Бориса Кустодиева (1923 год). Картина изображает веселого русского в толстом ярко-синем зимнем одеянии, делающего руками приглашающий жест. «Эта картина – гимн русскому характеру», - полагает Сара Мансфилд (Sarah Mansfield), возглавляющая отдел русского искусства Christie's. «Извозчик», никогда раньше не появлявшийся на аукционах, участвовал в 1924 году в выставке русского искусства в Нью-Йорке, ставшей первой крупной выставкой такого рода после революции 1917 года. «Это событие было чем-то вроде переклички наиболее значимых русских художников того времени», - отмечает г-жа Мансфилд. «Извозчик» был выбран украшать афишу выставки. Картина находилась в коллекции нобелевского лауреата Петра Капицы (1894-1984 годы), который был другом художника. Оценили «Извозчика» в 1,5-2 миллиона фунтов.
Важным событием станет также появление на Christie's кокетливого «Портрета мадемуазель Подбельской» Николая Фешина (1912 год) (оценочная стоимость: 800 000-1,2 миллиона фунтов). Подбельская была любимой моделью художника, который в 1923 году эмигрировал в США и ранние портреты работы которого редко можно увидеть на аукционах, говорит г-жа Мансфилд.
Sotheby's вносит эротическую ноту, выставляя на торги «Римскую оргию» Василия Александровича Котарбинского – панораму античного распутства (оценочная стоимость: 800 000- 1,2 миллиона фунтов). С ней контрастирует икона Христа в окладе из позолоченного серебра и эмали, написанная в 1884, которая была подарена царю Александру III его гвардией после того, как царская семья пережила в 1888 году крушение поезда (оценочная стоимость: 180 000- 250 000 фунтов).
Ведущими лотами Bonhams's будут четыре работы русских передвижников – художников 19-го века, ездивших в сельскую местность и изображавших жизнь простого народа. Эти картины входили в коллекцию одной компании и не появлялись на рынке 78 лет, утверждает специалист Bonhams по русскому искусству Софи Лоу (Sophie Law). Главным лотом будет картина Владимира Егоровича Маковского «Ярмарка (Малоросия)» (1885 год) , изображающая занятых своими делами людей в ярмарочный день (оценочная стоимость: 1,5 миллиона - 2 миллиона фунтов).
Не стоит забывать и об изделиях Фаберже. Christie's выставляет на торги серебряный ковш со скачущим конем и сокольничим, изготовленный около 1909 года и оценивающийся в 250 000 – 350 000 фунтов. Sotheby's в свою очередь собирается продать чернильницу из полудрагоценного камня на золотой подставке (примерно 1899-1903 годы) за 200 000-300 000 фунтов. «Фаберже – самая стабильная часть русского рынка», - считает г-жа Мансфилд.