У нас плохие новости для любителей кофе. По результатам исследования, опубликованным в этом месяце учеными британских Королевских ботанических садов Кью (Royal Botanic Gardens, Kew) и их коллегами из Эфиопии, из-за воздействия климатических изменений и вырубки лесов существуют опасения исчезновения дикорастущего аравийского кофейного дерева, дающего зерна сорта «арабика» (Coffea Arabica).
Методом компьютерного моделирования различных климатических условий, которые будут складываться в период между настоящим временем и 2020, 2050 и 2080 годами, ученые подсчитали, что количество участков, благоприятных для выращивания местного аравийского кофейного дерева сократится по самым скромным подсчетам на 65%, и в худшем случае – на 99,7% к 2080 году. Причем, ученые считают эти оценки «осторожными», поскольку в них не учтены общие масштабы уничтожения лесов.
Кофе является одним из самых продаваемых в мире сырьевых товаров, причем, он уступает только нефти. В период с 2009 по 2010 годы в мировых масштабах было продано около 93,4 миллионов мешков кофейных зерен; выращивание и продажа кофе является важнейшим фактором развития экономики во многих странах, в том числе в Эфиопии, крупнейшем в Африке производителе, и жизни более 100 миллионов человек зависят от его урожая.
Несомненно, эти прогнозы настораживают, однако это не означает, что уже пора запасаться любимыми кофейными зернами впрок. Тот кофе, который производят для повседневного потребления, получают не с дикорастущих аравийских кофейных деревьев, а выращивают в промышленных масштабах на плантациях. Такие кофейные зерна сорта «арабика» составляют приблизительно 70% от всего объема промышленного производства, остальная доля приходится на кофе Robusta, который отличается более высоким содержанием кофеина и, как правило, используется для изготовления растворимого кофе методом сублимации.
И хотя климатические изменения пока еще не представляют непосредственной угрозы для вашей утренней чашки кофе, все-таки проблема существует. Кофе, производимый на плантациях в промышленных масштабах, как и многие другие культуры, которые выращивают для получения больших урожаев, отличается отсутствием генетического разнообразия и поэтому в значительной степени подвержен болезням. Дикорастущие аравийские кофейные деревья по сравнению с другими видами кофейных деревьев дают лишь 5% от общего урожая кофе. Однако считается, что именно дикорастущие деревья обеспечивают свыше 98% генофонда кофейных зерен и дают прибыль кофейной промышленности в размере почти 1,5 миллиарда долларов в год.
Аарон Дэвис (Aaron Davis), который руководит программой по исследованию кофе в Королевских ботанических садах, объясняет, в чем суть этой проблемы:
«Теряя эти природные запасы дикорастущих деревьев, мы фактически рубим сук, на котором сидим. Ведь у нас не останется резерва на случай непредвиденных изменений, которые могут произойти в будущем с кофейными деревьями, выращиваемыми в промышленных масштабах».
Если из-за болезней или под воздействием климатических изменений кофейные деревья на промышленных плантациях «арабики» начнут вымирать, у нас по-прежнему будет возможность восстановить этот вид с помощью генной инженерии на основе увеличенного генофонда дикорастущих деревьев – именно поэтому зерна «арабика», полученные с дикорастущих деревьев, так высоко ценятся. Эфиопский ученый Тадессе Волдемариам Голе (Tadesse Woldemariam Gole), который также принимал участие в исследовании, рассказывает, что усилия по охране диких видов кофейных деревьев, с которых получают «арабику», «позволят в будущем гарантировать на длительную перспективу возобновляемость природных ресурсов для производства этого сорта кофе.
И пока до реализации этих самых пессимистичных сценариев еще далеко (во всяком случае, мы на это надеемся), кофе, как и другие культуры, уже испытал на себе влияние климатических изменений. По данным за последние 34 года прошлым летом цены подскочили до максимальных отметок после того, как из-за плохого урожая на мировых рынках кофе началась ожесточенная спекуляция. Для любителей выпить кофейку будущее без «арабики» будет унылым и безрадостным.