Ваша дочь умерла.
Ваша дочь умерла в тысячах миль от дома. В гостинице, где никто не пришел ей на помощь. В больнице, где она пыталась дышать, но просто не могла. В комнате, где ее сердце - и вы почему-то по-прежнему отказываетесь в это верить - запнулось и остановилось. В стране, власти которой в течение месяцев, или даже лет, не говорят вам, как или почему умерла ваша дочь.
Ваша дочь умерла на острове в Таиланде, известном своими волшебными пляжами и блистательными вечеринками. Она умерла в славном старом городишке в горах на севере страны, спустя лишь несколько дней после того, как написала вам, что ей там очень нравится. Разумеется, вы волновались; какой родитель не станет волноваться, когда его ребенок так далеко от дома? Однако вы думали, что все в порядке.
Ваша дочь, начинаете вы понимать, умерла так же, как и многие другие молодые женщины, погибшие в результате ряда предположительных отравлений в ходе последних нескольких лет. Все началось с 27-летней Джилл Сейнт-Онж (Jill St. Onge) из Сиэттла, штат Вашингтон, и 22-летней Джули Бергхайм (Julie Bergheim) из Драммена, Норвегия, которые погибли в мае 2009 года на южном острове Пипи. Затем была Шерифа Халид (Sherifa Khalid), 24 года, она погибла спустя 12 часов после того, как провела день на том же самом острове в июле того же года. И смерти продолжаются.
Эти случаи не были расследованы тайскими властями с каким-либо хоть немного видимым энтузиазмом. В 2011 году, спустя два года после смерти Джилл, американское посольство в Таиланде направило ее родителям письмо, которое лучше всего охарактеризует вот этот отрывок:
«Мы множество раз пытались узнать, что случилось с вещами, изъятыми для экспертизы...» говорится там, а также отмечается, что многие из образцов на экспертизу были взяты лишь пять недель спустя после смертей и что в течение этого времени полиция не позаботилась опечатать гостиничные номера женщин. Посольству не удалось узнать о каких-либо полезных результатах расследования, которые бы объяснили смерти на острове Пипи. «Я понимаю, что ваше огорчение в связи с этим гораздо глубже, чем наше, и что наше сочувствие не способно вас утешить».
Ваша дочь, Сорайя Ворстер Пандола (Soraya Vorster Pandola), 33 года, из Беркли, штат Калифорния, умерла в январе 2011 года - в том же году, когда посольство выражало свое огорчение по поводу другой смерти. Она умерла на севере, в городе Чиангмай, где водила экскурсии на велосипеде. «В последний раз, когда она с нами связывалась, за несколько дней до того, как ее положили в больницу, как мы потом узнали, дочь рассказала нам, как ей нравится Таиланд и друзья, с которыми она общалась в ходе нескольких своих поездок сюда», - написал мне ее отец Тед Ворстер (Ted Vorster) после публикации мной двух постов о том, что меня, как и многих других, поразило до глубины души - столько смертей и никаких сколько-нибудь правдоподобных объяснений.
Вы мчитесь в Таиланд в надежде спасти своего ребенка. Но ваша дочь погибает спустя несколько часов после вашего прибытия. Ворстерам сказали, что Сорайя, судя по всему, подверглась действию какого-то ядовитого химического вещества, вероятно пестицида. Однако через несколько недель, когда в том же городе начали умирать другие женщины со схожими симптомами - сильная тошнота, затрудненное дыхание, воспаление сердечной мышцы, вспоминает ее отец, «власти Чиангмая пытались сгладить важность произошедшего, невзирая на почти идентичные симптомы и стремительное прогрессирование болезни».
За гибелью Сорайи последовала волна смертей, большинство людей были постояльцами гостиницы Downtown Inn. Сначала 59-летний канадец, Билл Ма (Bill Mah), он умер 26 января; затем 47-летний тайский гид Варапом Пунмахисираном - 3 февраля; 23-летняя гражданка Новой Зеландии Сара Картер (Sarah Carter) - 4 февраля, и две недели спустя британская пара, 78-летний Билл и 74-летняя Эйлин Эверитты (Bill Everitt, Eileen Everitt). Как сообщила Bangkok Post, отель начали называть "гостиницей смерти" и этой весной он был снесен.
Ваша дочь умерла, ей было всего 23. Больше всего внимания привлекла гибель Сары Картер, в основном потому что ее родители подняли шум. Конечно подняли. Им было не за что ухватиться, никаких объяснений случившегося. Губернатор провинции Чиангмай сначала назвал смерти совпадением. Расследование, проведенное новозеландским телеканалом, предложило версию об отравлении средством от насекомых - о нелегальном использовании этого ядохимиката, хлорпирифоса, с целью избавления от постельных клопов. Но, как я писала этой осенью, использование именно этого вещества вызывает сомнения, потому что оно, хоть и является ядовитым, представляет собой нейротоксин, который обычно не вызывает воспаления сердечной мышцы, зафиксированное в случае всех смертей в Чиангмае.
В письме родителям Джилл Сейнт-Онж говорится, что американские власти сомневались в этой версии с самого начала, в первую очередь потому что вещество считается лишь умеренно ядовитым. «Хлорпирифос сам по себе маловероятен, потому что для того, чтобы вызвать такую стремительную смерть, он бы понадобился в очень высокой концентрации», - написали представители посольства весной 2011 года. Картеры, семья Сейнт-Онж, Ворстеры - все по-прежнему ждут правдоподобного объяснения.
Итак, ваша дочь умерла и вместо ответов вы слышите перешептывания. Слухи, тайные теории. Полагаю, с вами связывались разные люди, как они связывались со мной. Вы выслушивали темные истории о жизни в этом краю света. Получали письма типа вот этого:
«Я работал на Пхукете (курортный остров на юге Таиланда) в пятизвездных гостиницах и видел, что отравление иностранцев там является обычной практикой. Об этом никогда не говорят вслух, но мне известны случаи отравления гендиректора, швейцарского директора по продажам, девушки из отдела маркетинга и генерального менеджера, он чуть не умер... Полиция не предприняла ровным счетом ничего - так же, как и владельцы гостиницы, и все было сохранено в тайне...»
Вы получали сообщения, которые отражали вашу ярость и подавленность: «Что-то прогнило в тайском королевстве». Сообщения, в которых намекалось на сокрытие преступления и заговор: «Все грешат на средство от насекомых... Однако творится нечто более страшное».
Вы получали копии репортажей, например, таких, как статья журналистки Нины-Ноэль Холл (Nina-Noelle Hall) об островах Пипи в тайском журнале C-Magazine: «Если кто-то невезучий умирает от непрерывной рвоты, погибает в результате кровавой драки или пропадает без вести, власти подозрительным образом позволяют делу сгинуть в давних воспоминаниях и старых архивах, причина случившегося везде «не установлена»». Вы узнаете, что даже туристическая газета Phuket Wan выступала за более честное расследование этих смертей на островах.
Однако дочери продолжают умирать. Этим летом на острове Пипи погибли еще двое - сестры из маленького городка в Канаде. Они решили провести вместе каникулы и умерли тоже вместе, в своем гостиничном номере в июне. И снова никаких объяснений от властей. В случае смерти сестер Беланже, 26-летней Ноэми и 20-летней Одри (Noemi Belanger, AudreyBelanger), полиция сначала говорила о ядовитых грибах, затем о ядовитой рыбе, после - о коктейле с добавлением аэрозоля от москитов. И снова, как я писала ранее, ни одно из этих предположений не дало ответа на ваши вопросы.
Итак, ваша дочь умерла и вы, может быть, никогда не узнаете, как и почему. Вы задаетесь вопросом, могли ли вы каким-то образом спасти ее, однако ответить на это невозможно. «Я не питаю иллюзий касательно того, что мы когда-нибудь узнаем то, что положит конец бесконечным догадкам, которые мы делаем, думая о смерти нашей дочери», - написал мне Тед Ворстер на прошлой неделе. «Мы не можем изменить того факта, что она умерла, однако без ясного понимания причины ее гибели я остро ощущаю, что мы предаем ее память, в особенности если смерть ее можно было каким-то образом предотвратить».
Если что-то узнать, можно спасти чьего-то еще ребенка. А это может принести некоторое утешение, поставить некую точку. Вместо этого вы остаетесь в ловушке - там, где все началось.
Ваша дочь умерла.