Недавно президент Камеруна Поль Бийя отметил 30-летие своего правления. В мире есть и более «старые» деспоты, цепляющиеся за свой трон – Теодоро Обианг Нгема Мбасого (президент Экваториальной Гвинеи с августа 1979 года), Жозе Эдуарду душ Сантуш (президент Анголы с сентября 1979 года). К этим рекордсменам приближается также Роберт Мугабе (президент Зимбабве, правит с 1987 года).
Теперь давайте обратим внимание на нашу «евразийскую семейку», где проживают потенциальные «чемпионы». Владмир Путин стал президентом России 31 декабря 1999 года, начав выполнять обязанности руководителя страны после отставки Бориса Ельцина. В течение этих 13 лет был формальный «перерыв», когда государством, якобы, управлял президент Дмитрий Медведев, но это, на мой взгляд, «не в счет». Александр Лукашенко правит Белоруссией с 1994 года, Нурсултан Назарбаев сидит на казахском троне с 1990 года. Вот с какими режимами нам предлагают создавать новый «советюнион». Кстати, против этого не возражает ни одна из нынешних основных политических сил (Армении). Владеющие властью или рассчитывающие ее заполучить, обречены угождать Кремлю, который сейчас увлечен «евразийскими программами».
Но Армения отличается от всех вышеупомянутых стран. У нас первый президент (Левон Тер-Петросян) ушел в отставку, не желая вступать со своим окружением в конфронтацию, которая могла привести также к гражданской войне. У нас второй президент (Роберт Кочарян), просидев два срока, не изменил Конституцию, чтобы продлить свою власть. Я уверен, что на третий срок не будет баллотироваться и нынешний президент (Серж Саргсян). Это обусловлено не столько личностями, сколько нашей культурой, которая, можете сколько хотите спорить, отличается от евразийской, и на самом деле – от многих азиатских традиций. Так было и в Советской Армении – вспомним хотя бы сдержанное отношение Карена Демирчяна к Леониду Брежневу и то, какой восточный шербет источали уста Гейдара Алиева. Такая культура чужда нам, и это указывает, независимо от тяжелейших проблем, в какую сторону нам следует смотреть при созидании будущего.
Несомненно, этому созвучно предложение ряда партий о полном отказе от президентской формы правления. Во всяком случае, это вопрос для обсуждения. Но чтобы вопрос рассматривался с принципиальных позиций, он не должен смешиваться с борьбой за власть. Мне кажется, через 1-2 года стоит провести референдум всего лишь по одному вопросу – парламентская или президентская система. Чтобы референдум прошел справедливо, ни одна из политических сил не должна связывать с ним сохранение или приход к власти. Если наши граждане отдадут предпочтение парламентской форме правления, то через 5 лет следующий цикл выборов должен проводиться по новой Конституции.