Культурная ли, политическая ли, словом, вся элита Киргизии откинула в сторону свой стыд, задрала голову и привела общество и все государство к нынешней тяжелой обстановке. Это означает, что нам как воздух необходима смена элиты? Но каким образом? Вопрос в этом. Уже двадцать лет элита со времен Акаева никак не может сойти с карьерной лестницы, схватившись мертвой хваткой за кресло, будучи готовой и умереть за это. Какие реформы и обновления возможны в такой ситуации? Какие бы реформы не предполагались, прежде всего, необходимо, чтобы были люди, способные это реализовать, продвинуть вперед народ и общество, будучи примером своим каждым делом, сделанным шагом, своим поведением, сея в сердцах надежду. Есть ли у нас такие? Никуда не делись те же ненасытные люди девяностых, стремящиеся к власти, должностям и богатству. Совершили бы они какие-нибудь выдающиеся поступки. Действительно, на западе, даже в России, а особенно в США, железно сохраняется взаимодействие поколений, поэтому у них нет таких постоянных беспорядков и революций по смене власти, как у нас или в Африке. У них все идет как по нитке.
Причиной тому является основное различие между нашей элитой и элитой развитых стран – то, что у них народные власти, политики работают, в первую очередь думая о государстве, а затем о своей работе. Так как знают, что иначе они будут призваны к ответственности и всю жизнь проведут за решеткой. А элита Киргизии, наоборот, прежде думает о том, как наполнить свои темные карманы, а затем они делают вид, что заботятся о стране и народе. Воспринимают все общество и весь народ как животных. По их недалекому мнению, народ и общество пойдет туда, куда поведут, словно бычка с кольцом в носу. Якобы все решает должность и богатство, добытое на ней. Как можно назвать это элитой?! Причина непрестанных беспорядков и переворотов заключена в этом. Так и «хочется ударить по рту», как пишет покойный поэт Байдылда, эту «элиту», которая чванится своим прогнившим богатством, должностью, с ожиревшим лицом, выпученными глазами и животом, задушевно беседуя днем на сессии в Белом доме, а вечером со своими коллегами, «смотрящими», «положенцами» и «паханами».
Этому примером может стать деятельность известных политиков со времени получения независимости. Единственное что изменилось – это, например, один человек, который изуродовал доброе имя своей партии «Ата Мекен», опозорив ее мародерством и грабежом, то второй превратил свое «железное» имя в «жестянку», а потом и в «деревяшку». С этим связана и паспортная мафия. Не двинув бровью, ходят под руку «мельник» и «десять процентов». Также монументальную картину нынешней политической ситуации составляет парламент, оседлавший коней «ОсОО» и «ОПГ». Партия «Ата Журт» со своеобразным авторитетом в обществе, за которую до сегодняшнего дня было готово проголосовать несметное количество людей, уже давно зовется «бригадой», а их лидер, словно мартышка, перелез через ограду. Словом, на сегодняшний день среди боевых и чистых людей можно отметить лишь Эльмиру Имбраимову, Шамиля Атаханова, Токтайым Уметалиеву, а из молодого поколения – Чынгыза Шамшиева, Данияра Тербишалиева.
Еще одним признаком деградации общества можно считать полный упадок тех, кто носит высокое звание «политик» или «общественный деятель». Сейчас политиком можно назвать любого, кто непрестанно щебечет по телевидению, не сходит со страниц газет, не отстает ни от одного митинга или пикета, чтобы он не говорил или не писал. Ну а о некоторых «политологах» и «экспертах» мы и говорить не будем. И когда эти выжившие из ума, неграмотные и некультурные «политологи и эксперты», «заслуженные работники» сидят полукругом и говорят по телевизору, словно Сталин, Нострадамус, Ванга или Далай-лама, ни один разумный человек не может сдержаться, услышав их. Как говорится, «Маразм крепчал». Ну а звание «общественный деятель» на самом деле всего лишь звание, стоящее после высокого звания «государственный деятель». До получения независимости этого звания удостаивались заслуженные работники, выполнившие заметные дела на высоком государственном уровне во внутренней политике всего государства, в культуре, экономике. Удивительно, что у нас общественными деятелями становятся одни бывшие чиновники, полковники в отставке, создав партию, вторые, сев на значимую должность, третьи, опираясь на свое богатство, а четвертые ради того, чтобы хоть как-нибудь протиснуться в списки кандидатов в президенты. Больше всего народ приходит в замешательство от того, что улицам Бишкека ставят имена совершенно неизвестных чьих-то предков, сватов, племен. Неужели на нас «напялили» жизнь конца света, потеряв издавна известные грани приличия, этику и благородство в обществе, пустословы, не сделавшие ничего достойного?