В Газе слухи о дипломатических шагах напоминают курсирующих в небе беспилотников: они неизменны, но всегда далеки. После прихода к власти в Египте «Братьев-мусульман» Каир использует все свое влияние для разрешения этого главного регионального кризиса. Тем не менее, закончить войну всегда гораздо сложнее, чем начать, и конфликт Израиля и ХАМАС не исключение из этого правила.
Обе враждующие стороны напрямую не общаются друг с другом, а цикл насилия между Израилем и Газой подчиняется особым неписаным правилам, которые чрезвычайно затрудняют поиск любого дипломатического решения. У Израиля и ХАМАС есть опасения внутреннего порядка, которые довлеют над всем остальным. Расплывчатые и неопределенные цели каждого лагеря представляют собой зачастую лишь результат восприятия, а не отражают достигнутые конкретные результаты. ХАМАС и Израиль хотят добиться благоприятных для них условий прекращения огня. И в первую очередь представить такой договор как символическую победу над врагом.
Оба лагеря убеждены, что лишь отвечают на агрессию противника. Израиль начал операцию «Облачный столп» в ответ на увеличившееся за последние месяцы число пусков ракет по его территории. Точечное устранение харизматичного лидера военного крыла ХАМАС Ахмада аль-Джаабари стало серьезным ударом по организации. Кроме того, за ним сразу же последовала целая серия налетов на пусковые площадки ракет. На этом этапе Израилю удалось добиться цели: наказать ХАМАС и восстановить фактор устрашения.
Реальное положение дел и оставленное впечатление
Дезорганизованное палестинское движение вновь взяло себя в руки и решило отомстить за погибшего лидера, запустив в направлении Израиля сотни ракет, которые были ловко скрыты а плотной городской застройке Газы. Несмотря на эффективность израильской системы «Железный купол», некоторые из них все же достигли Тель-Авива и Иерусалима, в очередной раз изменив игру. Что касается ХАМАС, ее задачи на этом этапе были выполнены, а удары по крупным израильским городам удовлетворили жажду мщения.
Тем не менее, Израиль попросту не мог допустить, чтобы у кого-то сложилось ощущение, что его города можно безнаказанно обстреливать. В результате он усилил бомбардировки и подготовку к наземному наступлению. Если даже отбросить в сторону неизбежные в наземной операции (даже небольшой) непредвиденные обстоятельства, израильское правительство вовсе не собирается свергать ХАМАС и вновь оккупировать Газу. В то же время оно не может позволить себе приостановить эту операцию, так как у него нет никаких гарантий, что ракеты не полетят вновь несколько недель или месяцев спустя. Помимо прекращения обстрелов Израиль хочет долгосрочного перемирия с гарантиями со стороны Египта.
ХАМАС в свою очередь требует снятия осады, открытия границ и прекращения точеных ликыидация. А нынешние операции осложняют и без того непростые переговоры, которые стороны ведут с помощью посредников. Даже если они и закончатся успешно, это не отменяет необходимости одновременного прекращения огня: все становится тем проблематичнее, что настроенным против перемирия небольшим палестинским организациям достаточно пустить лишь одну ракету, чтобы перечеркнуть все достижения.