Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будущее Мьянмы в руках самой Мьянмы, и США не стоит воображать, будто что-то зависит от них

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вероятность начала войны в Юго-Восточной Азии ничтожно мала. Даже самые пессимистичные прогнозы относительно конфликта в Южно-Китайском море предполагают лишь мелкие стычки. Придя в Юго-Восточную Азию, США предлагают всем подряд свое политическое и военное покровительство, только вот желающих - немного. Страны региона больше всего внимания уделяют экономическим перспективам, они задаются вопросом: “С кем нам выгоднее сотрудничать? С Америкой или Китаем?”

На днях президент Обама нанес молниеносный 6-часовой визит в Мьянму, и, несмотря на то, что визит был очень кратким, он вызвал в мире огромный резонанс. Многие наблюдатели сходятся во мнении, что сутью этого визита было ослабление китайского влияния в регионе. В течение последнего года политический курс Мьянмы резко колебался то в одну, то в другую сторону. В этой ситуации, пытаясь угадать детали большой политической игры, наблюдатели отнеслись со вниманием даже к мельчайшим деталям этого визита.

Однако китайские власти не только не показали своего недовольства, наоборот, Пекин заявил, что отношения Китая и Мьянмы, без сомнения, будут лишь углубляться и развиваться. И это не просто слова или дипломатическая формулировка. Скорее, это отражение реальной уверенности Китая в своих силах.

То, что Мьянма вступила на путь демократических реформ и начала открывать себя Западу, это не только повод для радости в Вашингтоне, но и факт, который в равной мере отвечает долгосрочным интересам КНР. Большинство стран АСЕАН выбрали для себя демократический путь развития, однако нет ни одной страны, у которой бы из-за этого испортились отношения с Китаем. Вспомним хотя бы Королевство Таиланд, отношения с которым не претерпели никаких изменений, даже несмотря на довольно неустойчивую политическую обстановку в стране. Поэтому пути Мьянмы и Китая не могут разойтись только из-за того, что в Мьянме проходит реформа политического строя.

Традиционно отношения между Китаем и Мьянмой были особенно теплыми, однако Китай никогда не воспринимал это как должное. Мьянма рано или поздно должна была начать проводить политику открытости, и сейчас двум странам нужно несколько адаптироваться к изменившимся условиям. Однако в действительности масштаб изменений невелик.

В отношениях двух стран ничего глобально не изменится. Китай – самый большой сосед Мьянмы, и его место занять не сможет никто. И не в последнюю очередь потому, что китайско-мьянманские отношения всегда носили активный и мирный характер: Китай никогда ни к чему не принуждал Мьянму силой. Открывая страну миру, мьянманские лидеры заботятся о благе Мьянмы, однако ни одна западная страна не сможет заменить Китай. Глупость подобных рассуждений поймет даже школьник, и странно думать, что нынешнее правительство Мьянмы или идол демократов Аун Сан Су Чжи могут оказаться глупее ребенка.

Вполне возможно, что Обаме хотелось бы ослабить влияние Китая, однако ему придется осознать, что на этом поприще он вряд ли сможет достичь больших успехов, чем в деле укрепления демократии в Мьянме. Обаме очень хочется получить лавры человека, “который ускорил демократизацию Мьянмы”. Почему бы и нет? Только вот вытеснить Китай у Америки не выйдет. Единственное, что они могут сделать – позволить событиям развиваться естественным образом.

Вероятность начала войны в Юго-Восточной Азии ничтожно мала. Даже самые пессимистичные прогнозы относительно конфликта в Южно-Китайском море предполагают лишь мелкие стычки. Придя в Юго-Восточную Азию, США предлагают всем подряд свое политическое и военное покровительство, только вот желающих - немного. Страны региона больше всего внимания уделяют экономическим перспективам, они задаются вопросом: “С кем нам выгоднее сотрудничать? С Америкой или Китаем?”

Выступая 17 ноября в Сингапуре, Хиллари Клинтон отметила, что США занимают главенствующее положение на международной арене благодаря своей экономической мощи. Она также заявила, что впервые в современной истории появляются такие страны, такие державы, место которых в международной политике не зиждется на военной силе. Искренность, вызванная скорым уходом с поста?

Экономика Юго-Восточной Азии уже сильнее привязана к Китаю, нежели к Америке, и это только начало. А о таком превосходстве, как в китайско-мьянманской торговле, другие страны не могут и мечтать. Обама привез в Мьянму экономическую помощь в виде 170 миллионов долларов. Однако для того, чтобы перебороть на этом поле Китай, ему придется привозить ровно столько же каждый месяц.

К тому, что Америка постоянно проявляет активность в регионе, Китаю придется просто привыкнуть. Чересчур об этом беспокоиться не стоит, так как это пустые волнения. Темпы роста китайской экономики, переход к построению еще более обширного внутреннего рынка – вот те факторы, которые будут в дальнейшем все больше и больше вовлекать экономику соседей. Такая ситуация – наш основной внешнеполитический капитал, и чтобы поддерживать и использовать его, нам всего лишь нужно проводить эффективную внутреннюю политику. Поэтому нам не стоит напрягаться или надрываться, соперничая с Америкой, Японией и другими странами. В целом, мы даже можем позволить себе немного расслабиться.

Говорить, что Америка и Китай борются за влияние в Мьянме, нелепо. Китай не предпринимает там ничего из ряда вон выходящего, усилия же Америки – капля в море. Мьянме надо развиваться, надо открывать себя миру, но это дело самой Мьянмы. Естественно, что для нее важнее всего собственные интересы, и постепенно, мало-помалу страна выйдет на этап, когда займет в международной политике свою сбалансированную позицию. А большие державы? Им просто не стоит воображать, будто они решают ее судьбу.

Перевод выполнил Федор Кокорев