После многочасовых собраний на самом верху было принято решение отложить реализацию проекта строительства в Париже православной церкви, который имеет большое значения для Владимира Путина и был запущен при Николя Саркози. В среду Российская Федерация должна временно отозвать запрос о выдаче разрешения на строительство, который был отправлен в мае этого года в парижскую префектуру. В будущем церковь все же будет возведена (на углу авеню Рапп и набережной Бранли), а в префектуру подадут новое заявление. Тем не менее, проект все же будет переосмыслен. Как отмечают власти обоих государств, «он был неосуществим в его нынешнем виде».
«Российская Федерация полагает, что столкнулась с техническими проблемами, а Франция дала понять, что эта церковь в том виде, какой представляют ее архитекторы, не сочетается с ее окружением», - утверждает осведомленный источник.
Читайте также: Во Францию привезли разобранную русскую церковь
Как следует из эскизов, представленных в резиденции посла в марте 2011 года, мертворожденный проект выделялся пятью позолоченными куполами, самый высокий из которых достигал в высоту 27 метров. Под куполами, без которых немыслимо ни одно православно сооружение, должно было находиться нечто вроде волнистой стеклянной крыши, символизирующей Покров Пресвятой Богородицы. Все это резко контрастировало с городским пейзажем и с Эйфелевой башней. Французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт (Jean-Michel Wilmotte) должен вступить в игру и помочь изначально отобранным специалистам во главе с испанцем Мануэлем Нуньесом-Яновским (Manuel Nuñez-Yanowsky) пересмотреть планы, и в частности - этот самый покров. К тому же, Вильмотта прекрасно знают в Кремле: недавно он одержал победу в конкурсе на «Большую Москву» вместе с Антуаном Грюмбахом (Antoine Grumbach) и Сергеем Ткаченко.
Эпопея вокруг этой церкви берет начало в 2007 году. Николя Саркози, который стремился к укреплению связей между Францией и Россией, дал отмашку на строительство большого православного культурного центра. В Париже к тому моменту уже существовала православная церковь: она расположена на улице Дарю, неподалеку от парка Монсо. Тем не менее, она не находилась под юрисдикцией патриарха московского Алексия II: с 1920-х годов значительная часть «белых» российских иммигрантов в Париже перешли по покровительство Константинопольского патриархата. Оставившая в прошлом коммунизм современная Москва стремилась к примирению. Таким образом, новое здание на авеню Рапп должно было иметь одновременно политическую и духовную значимость.
Также по теме: Российские власти разрушили пятидесятническую церковь в Москве
Здание Météo France
Вооружившись этой стратегией, в январе 2010 года французское государство продало Российской Федерации предназначавшееся под снос здание национальной метеорологической службы Météo France. Среди возможных покупателей значились также и канадцы, однако все завершилось сделкой на сумму в 70 миллионов евро. В результате Россия стала обладательницей 4000 м² по соседству с дворцом Альма.
В октябре 2010 года был открыт международный архитектурный конкурс под бдительным надзором российского посла Александра Орлова. Решение принималось жюри, в которое вошли представители российского государства и православной церкви, а также квалифицированные специалисты, в том числе - член кабинета Фредерика Миттерана (Frédéric Mitterrand) и советник премьер-министра. Такое сочетание должно было продемонстрировать консенсуальный характер проекта и вовлеченность высших кругов. В день оглашения окончательного решения 17 марта 2011 года посол заявил, что жюри отобрали проект, который воплощает в себе «равновесие между современностью и традициями». Финальный вариант бюджета оценивался в 34,5 миллиона евро, а строительные работы были поручены компании Bouygues.
Читайте также: В Мадриде строится русский православный храм
Тем не менее, находившийся в тот момент в оппозиции Бертран Деланоэ (Bertrand Delanoë) не одобрил этот выбор. Во-первых, по эстетическим причинам: по его словам, архитектурное решение оказалось «посредственной стилизацией». Во-вторых, по политическим мотивам. У мэра Парижа не было никаких административных рычагов воздействия на проект, которым занималось государство и в частности - сам Николя Саркози, однако он все же оказался в состоянии помешать его реализации.
14 месяцев спустя социалисты оказались у власти. Франсуа Олланд выслушал Бертрана Деланоэ. Президент хотел избежать дипломатического инцидента, однако этот случай был уж слишком удобной возможностью дистанцироваться от предшественника. 6 ноября в Елисейском дворце, а затем 9 ноября в Министерстве культуры состоялось два собрания, на которых обсуждалась возможность изменения проекта. При этом субъективные по своей природе эстетические мотивы на собраниях не поднимались. «Достигнутый компромисс позволяет всем сохранить лицо и двигаться дальше», - отмечает осведомленный источник. Все это особенно важно в нынешней дипломатической обстановке: 27 ноября в Париже открывается франко-российская неделя, в рамках которой запланирована встреча премьер-министра России Дмитрия Медведева с его французским коллегой Жаном-Марком Эро (Jean-Marc Ayrault).