Возможно, на близкой к нам территории начинается конфликт, вызывающий серьезнейшие опасения. Напряженность между курдами и арабами-шиитами в Ираке оказалась практически на грани войны. Полезно вспомнить, как она возникла, по крайней мере - на материале событий ближайшего прошлого.
В период свержения Саддама Хусейна и оккупации Ирака силами США и их союзников значительная часть проживающих в этой стране курдов действовала совместно с ними. Несомненно, это сближение возникло не в тот период, а опиралось на давнее прошлое.
В период оккупации особенно продолжительное сопротивление продемонстрировали арабы-сунниты. А на юге страны арабы-шииты, составляющие большинство, уступили после недолгого сопротивления и приступили к поискам возможности участвовать во власти через региональных политических игроков (Иран).
Хотя усилия Турции стали препятствием на пути к абсолютному отстранению арабов-суннитов от политической жизни страны, они не смогли объединиться с прежними силами в Багдаде. С другой стороны, возрастающая в данный период напряженность с курдами (снова благодаря усилиям Анкары) была в значительной степени смягчена и не переросла в конфликт.
Читайте также: Турция перед выбором по вопросу «Курдистана»
Безоговорочную победу в споре за власть одержали шииты. Каждый шаг, предпринимаемый американским руководством для ликвидации Саддама и БААС, направлен на повышение доли участия во власти шиитов. При наличии поддержки такого политического игрока, как Иран, который сблизился с иракскими шиитами, власть в Багдаде перешла под их контроль.
***
Длительное время арабы-сунниты, отдалившись от центрального правительства и оставив свое влияние в прошлом, ждали, что при первой удобной возможности продемонстрируют жесткую реакцию курдам. Однако этот конфликт вновь предотвратила Анкара.
Впоследствии один из важнейших политических игроков арабов-суннитов - Тарик Аль-Хашими - в силу проблем с правительством Багдада был вынужден скрываться в курдских районах, а затем - в Турции. И это событие неожиданно стало поводом для сближения арабов-суннитов и курдов, еще до недавнего времени находившихся на пороге конфликта.
Параметры проблемы сегодня - другие. Напряженность между региональным правительством на севере Ирака и Багдадом можно описать следующим образом: стремление Эрбиля к независимости, ряд энергетических соглашений, заключенных Эрбилем для приобретения влияния на международной арене, сближение с Турцией.
Также по теме: Шииты и исмаилиты могут создать империю в Аравии
Другой аспект проблемы связан с балансом сил Аль-Малики, который стремится связать курдов с Багдадом во имя территориальной целостности Ирака, удержать в своих руках «энергетическую карту», и Ирана, испытывающего беспокойство от коалиции Турции с курдами.
***
Поступающие из региона информационные сообщения крайне неблагоприятны. Дорога Багдад – Киркук практически закрыта. Центральное правительство сформировало новое военное командование в спорных районах, граничащих с курдскими регионами. От представителей регионального правительства поступают жесткие заявления. В результате столкновения в городе Туз-Хурматли два человека погибли, и многие пострадали.
Несомненно, наиболее нестабильный район этого конфликта – Киркук. Поскольку правительство Багдада прекрасно знает о существенном интересе Анкары к региону, то при первой же возможности жестко разыгрывает «карту Киркука».
Наступает период, когда все скрытые проблемы предстанут перед нами со всей очевидностью. Анкара, демонстрируя интерес к Киркуку и мотивируя его несомненно справедливыми обоснованиями, должна действовать мобильно - для снижения резко возросшей напряженности между шиитами и курдами. В противном случае есть опасность потерять свою силу в регионе, а также курдов, с которыми длительное время сохраняются благоприятные отношения.