Российский вице-премьер Аркадий Дворкович последовал примеру заместителя председателя совета директоров Газпрома Алексея Миллера и предостерег Европу насчет возможных последствий признания российской компании виновной в создании препятствий для конкуренции.
Москва активизируется в деле Газпрома. Во вторник председатель правления компании сделал заявление о начатом Европейским Союзом следствии по делу о создании российским государственным предприятием препятствий для конкуренции. В частности, он задался вопросом, хочет ли Брюссель получать крупные поставки газа в ближайшие годы. Вчера же слово взял вице-премьер Аркадий Дворкович.
В четверг в интервью газете «Коммерсант» он предостерег Брюссель насчет последствий возможного признания вины российского госпредприятия. «Мы поясняем: если будут последствия для нас, то будут последствия и для них», - отметил Дворкович. А затем пустился в рассуждения об общеизвестных интересах. - Во-первых, у Газпрома есть газ. Газ все равно Европе нужен. Если из-за регулятивных рисков Газпром не сможет поставлять требуемые объемы, значит, цены в Европе вырастут».
Читайте также: О споре между Газпромом и Еврокомиссией
Аркадий Дворкович поддержал аргументацию президента России Владимира Путина, по мнению которого, Брюссель пытается заставить Газпром субсидировать страны Восточной Европы, переживающие кризис. «Пока позиции, конечно, далеки друг от друга. (…) Если Европа хочет работать по другим правилам, мы должны их понять и зафиксировать. Переговоры идут непросто, и консультации идут непросто, но моя позиция заключается в том, что должны быть понятны долгосрочные правила игры. Либо мы действуем на рыночных принципах, но тогда органы регулирования не должны вмешиваться в то, что происходит, и нужно дать возможность компаниям, Газпрому, потребителям договариваться между собой по тем условиям, которые выгодны им самим», — продолжил он.
В сентябре Европейская комиссия начала официальное следствие против Газпрома, который подозревается в создании препятствий для конкуренции и в манипулировании ценами в нескольких государствах Восточной и Центральной Европы (Польша, Венгрия, Болгария, Чехия, Словакия, Литва, Латвия и Эстония), зависящих от поставок российского газа. Европейское антимонопольное ведомство указывает, в частности, на присутствующий во всех контрактах Газпрома пункт о запрете перепродажи газа одного клиента другому. Кроме того, стремящийся диверсифицировать пути снабжения Брюссель недоволен прописанными в соглашениях обязательствами использовать инфраструктуру Газпрома, в том числе - запущенный в 2011 году газопровод «Северный поток».
Также по теме: Единый газовый рынок - детали плана ЕС
В обход Украины
Не входящие в ЕС государства, такие, как Украина, регулярно испытывают на себе давление. В прошлом месяце украинский премьер-министр Николай Азаров заявил, что Киев, которому приходится платить за газ на 62% больше, чем европейским клиентам Газпрома, готов отказаться от российских поставок. «Вот мы с Россией проводим переговоры по газу и нам говорят: присоединяйтесь к Таможенному союзу, и завтра для Украины газ будет по 165 долларов [вместо нынешних 426 долларов]», — отметил глава правительства. В последние годы Россия пытается реализовать сразу несколько инициатив по развитию поставок газа в Европу в обход Украины, конфликты с которой в прошлом приводили ко временным перебоям в снабжении государств Евросоюза.
Последним шагом в этом направлении стали планы Газпрома о 30-процентном увеличении объемов транзита в Центральную Европу через Белоруссию. «У нас на сегодняшний день есть видение того, что мы могли бы рассмотреть возможность увеличение объема транзита российского газа через Белоруссию на 30%», — заявил во время визита в Минск председатель правления компании Алексей Миллер, подчеркнув, что работа может начаться уже в следующем году.
В нынешних непростых условиях, когда экономический кризис отрицательно сказывается на уровне спроса, российское предприятие, которое обеспечивает четверть всего потребления газа в Европе, ощущает все большее противодействие со стороны своих европейских партнеров. Некоторым из них даже удалось добиться от Газпрома скидок по долгосрочным контрактам.