Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Учитывая историю Восточной Азии

© REUTERS / KyodoОстрова Сенкаку
Острова Сенкаку
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно китайские, южнокорейские и японские дипломаты вышли на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН, чтобы переобозначить позиции своих стран по территориальным спорам вокруг нескольких небольших островов. Их сдержанная манера противоречит существующей между этими странами затяжной напряженности по вопросу принадлежности островов, которая за последние месяцы практически достигла точки кипения.

 

СЕУЛ — Недавно китайские, южнокорейские и японские дипломаты вышли на трибуну Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, чтобы переобозначить позиции своих стран касательно территориальных вопросов, связанных с несколькими небольшими островами в морях Восточной Азии. Однако сдержанная манера, в которой они доносят свои замечания, противоречит существующей между этими странами затяжной напряженности по вопросу принадлежности островов, которая за последние месяцы практически достигла точки кипения.

 

Центром одного из горячих споров между Китаем и Японией являются острова Сэнкаку, которые китайцы называют островами Дяоюйдао. В сентябре правительство Японии объявило о покупке трех островов у частных японских владельцев, чем вызвало протесты по всему Китаю. Вскоре после этого сотни китайских рыболовных судов подошли к островам, чтобы защитить китайский суверенитет. Позднее к этим судам присоединилось большое число китайских наблюдательных сил, которые периодически заходят в территориальные воды, окружающие острова, что иногда приводит к прямой конфронтации с японскими патрульными кораблями.

 

В ситуации, угрожающей дальнейшей эскалацией, обе стороны должны сдержать конфликт и быстро восстановить статус-кво. Действительно, ситуация еще более нестабильна, учитывая происходящий в настоящее время в Китае политический переход.

 

Между тем, Республика Корея и Япония заняты территориальным противостоянием за островки Токто (Такэсима по-японски). В начале августа Ли Мён Бак стал первым президентом Южной Кореи, посетившим островки; правительство Японии ответило предложением передать вопрос о суверенитете в Международный суд ООН.

 

Но юрисдикция МС ООН не распространяется на споры без согласия обеих стран, а Южная Корея отвергла предложение Японии, утверждая, что Ли не превысил своих полномочий, посещая островки, учитывая, что Токто несомненно являются территорией Южной Кореи. Разумеется, правительство Южной Кореи отрицает существование какого-либо спора по поводу островов.

 

Для оценки вопроса с Токто исторический контекст имеет решающее значение. Как и остальная Корея, Токто был аннексирован Японией в начале ХХ века и возвращен под контроль Кореи после второй мировой войны, когда она восстановила свою независимость. Таким образом, в то время как сторонний наблюдатель мог бы оценить пустынные острова как незначительные, для корейцев позиция Японии равносильна вызову независимости своей страны и запрету на ее право осуществлять суверенитет над своей территорией.

 

В результате Токто были занозой в отношениях между двумя странами в течение десятилетий. В 2005 году создание местным самоуправлением в Японии так называемого «Дня Такэсима» вызвало возмущения общественности в Южной Корее. Но Япония не пытается сгладить проблему, поскольку ее видные политические деятели каждый год присоединяются к празднованию Дня Такэсима.

 

Кроме того, привычка Японии искажать факты в своих книгах по истории – например, отрицать, что ее бывшие колонии были насильно втянуты в сексуальное рабство – вызывает недоверие и гнев в Южной Корее и других странах Восточной Азии, включая Китай.

 

Токто находятся на полпути между Корейским полуостровом и главным островом Японии, примерно в 115 морских милях от каждого. Однако эти островки расположены гораздо ближе к ближайшему корейскому острову Уллындо, нежели к японскому Окисима.

 

Обзор исторических документов показывает явный сдвиг в позиции Японии касательно Токто. Например, в конце 17 века, во время конфликта между Японией и Кореей, разгоревшегося из-за плавания японских рыбаков к острову Уллындо, Тоттори-хан (один из феодальных кланов Японии) сказал центральному правительству Японии о том, что Уллындо и Токто не входят в японские территории.

 

Кроме того, в докладе 1870 года японского министерства иностранных дел «Конфиденциальное расследование нюансов иностранных дел Кореи» сказано, что министерство признало Токто корейской территорией. Более того, отчет включает в себя название темы «Как Такэсима и Матсусима стали принадлежать Чосону» (позднее переименованному в Корею).

 

Больше того, Дадзёкан (государственный совет), последняя инстанция, принимавшая решения в Японии в 1868-1885 годах, в своих предписаниях от 1877 года отрицает любые претензии на суверенитет над Токто. Тем не менее, в 1905 году Япония приняла меры по присоединению Токто, чтобы использовать его в качестве военно-стратегического плацдарма для своей войны с Россией.

 

В окончательной версии текста Сан-Францисского мирного договора 1951 года, которым закончилась вторая мировая война в Тихом океане, о Токто ничего не говорится. Но в более ранних версиях островки определены как корейская территория. Ссылка в окончательном варианте, подготовленном в США, была исключена в свете интересов США в создании стратегического партнерства с Южной Кореей и Японией.

 

Однако Каирская декларация 1943 года, в которой приводятся основные позиции союзных держав касательно территориальных границ Японии после второй мировой войны, постановляет, что Япония будет изгнана со всех территорий, которые она аннексировала насильственным путем. В данном контексте возвращение Токто Корее и установленный ею там суверенитет неоспоримы.

 

Во все более взаимосвязанном мире значительные проблемы могут быть решены только в рамках региональных и глобальных партнерств. Но для того чтобы построить значимую основу для сотрудничества, устойчивое недоверие между странами Восточной Азии должно быть развеяно. Региональные лидеры не должны увязать в обвинениях или избегать ответственности за прошлые прегрешения. Честная оценка истории имеет решающее значение для установления прочного мира и процветания в Восточной Азии.

 

Хан Сын Су был премьер-министром Южной Кореи в 2008 - 2009 гг. и председателем 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.