В 2010 году 740 тысяч иностранцев стали гражданами одной из стран Евросоюза. Из них более половины присягнули на верность Великобритании, Франции и Испании.
Паспортные службы Великобритании едва справляются с выдачей новых документов, однако небольшие задержки меньше всего тревожат новых граждан. Почти миллион иностранцев, не являющихся гражданами Евросоюза, стали во второй половине «нулевых» подданными Ее Величества. Если в конце 90-х гражданство Великобритании ежегодно получали всего несколько десятков тысяч человек, то в 2010 году их число выросло до 186 тысяч и, по оценкам экспертов, продолжает расти. К слову, в середине этого лета британский профсоюз паспортных служб потребовал значительно расширить штат сотрудников, поскольку «высокий спрос на документы» грозит «хаосом» паспортной системе.
Подавляющее большинство новых подданных Великобритании составляют выходцы из бывших колоний, и прежде всего Индии, Пакистана, Бангладеш и Филиппин.
Французские паспорта, по итогам 2010 года, получили 135 тысяч иностранцев, из них около половины пришлось на бывших граждан Марокко, Алжира и Туниса. С десяток тысяч марокканцев также присягнули на верность Испании, где гражданство в общей сложности приняли 122 тысячи человек, главным образом выходцы из бывших колоний – Эквадора, Колумбии, Перу и Аргентины.
Подданными Германии стали 90 тысяч иностранцев, не имевших до этого европейского гражданства. Из них примерно каждый третий до этого был обладателем турецкого паспорта, 6 процентов – иракского, а 5 – российского. Также наша страна лидирует в Евросоюзе по числу новых граждан, сменивших гражданство одной европейской страны на другую. Из 15 тысяч лиц в этой категории большинство являются выходцами из Польши и других постсоциалистических стран ЕС.
В 2010 году больше всего европейских паспортов получили бывшие граждане Марокко – 67 тысяч человек. Помимо Франции и Испании, они активно присягали на верность Италии и Бельгии. На 50 тысяч человек увеличилось число обладателей новых паспортов в турецких диаспорах Евросоюза. Из них более половины пришлось на Германию, остальные – на Францию, Нидерланды и Великобританию.
Россияне составили около 20 тысяч, а украинцы – 12 тысяч новых подданных Евросоюза. При этом граждане СНГ, постоянно проживающие в одной из европейских стран, гораздо реже получают права на гражданство, чем выходцы из азиатских и африканских стран. Так, если в афганской или иракской диаспоре европейские паспорта имеют в среднем 10% человек, то в русской или украинской этот показатель едва превышает 2%.
Исключение составляют разве что молдаване, многие из которых становятся гражданами ЕС, проживая за его пределами. Отметим, что несколько лет назад Румыния значительно упростила процедуру получения гражданства для «этнических румын», проживающих в соседних странах. Бухарест решил не разглашать официальных данных за 2010 год, однако известно, что в 2009 году гражданами Румынии стали более 6 тысяч молдаван.
Слишком лёгкая процедура получения румынского паспорта – это одна из главных причин, по которой стране в этом году было отказано в присоединении к Шенгенскому договору. Помимо Румынии, все больше молдаван становится гражданами Португалии (от 5 человек в 2004-м до 2,7 тысячи в 2010 году) и Италии (от 101 в 2003-м до 1 тысячи в 2010 году). В то же время Болгария значительно усложнила процедуру получения гражданства для граждан Молдавии. Если в 2008 году болгарские паспорта поучили 2,4 тысячи молдаван, то в 2010 году их было всего 155 человек.