Директору Института внешней политики Латвии Андрису Спрудсу не следует ни обижаться, ни чувствовать себя польщенным в связи с внесением его имени в российский список нежелательных персон. Политика России иногда кажется иррациональной, но в данном случае, с точки зрения Москвы, она очень прагматична. Режим Путина столкнулся с намного более опасной угрозой, чем танки НАТО, американское ядерное оружие или даже свободный Интернет, и пытается найти защиту от новой угрозы. Спрудс только попался под руку.
Спрудс планировал на этой неделе принять участие в международной конференции в Санкт-Петербурге, но ему было отказано в российской визе. Российский МИД подтвердил, что он включен в список лиц, которым запрещен въезд в Россию. Решение связано с объявлением Латвией в августе этого года нежелательными персонами бывшего руководителя информационного агентства Regnum Модеста Колерова и заместителя главного редактора этого агентства Игоря Павловского.
Москва обычно не оставляет без ответа такие «недружественные шаги», и реакция бывает «симметричной», а не «логичной». Но в этом случае нежелательные в государстве персоны были не российские шпионы под дипломатическим прикрытием, а вроде бы простые граждане России, которые с друзьями из «Центра согласия» просто пытались вдохновить латгальцев на сепаратизм. Спрудс вовсе не создает какую-либо угрозу для России. Он оказался в категории «нежелательных», может быть, не совсем случайно (какие-то списки сотрудники посольства России в Риге и МИДа в Москве создавали и оценивали), но ясно, что на его месте могли быть и другие.
Читайте также: Загадочная Латвия
Однако, кажется, что это не только ответ на то, что обидели двух своих, и вскоре мы будем наблюдать другие предупредительные выстрелы против очень серьезной угрозы, которая уже возникла для режима Путина в Вашингтоне (только не в Пентагоне, а в Конгрессе США), и которую ему теперь жизненно важно предотвратить в Европе. Превентивное наказание некоторых для острастки других (и не только в Латвии) может быть одним из методов, чтобы попытаться отвести угрозу.
Опасный закон
Палата представителей Конгресса США 16 ноября приняла так называемый закон Магнитского, который предусматривает запрет на визы и замораживание банковских счетов должностных лиц России (всего около 60), ответственных за убийство адвоката Сергея Магнитского в тюрьме в ноябре 2009 года. Закон также предусматривает сделать соблюдение прав человека в России предварительным условием для хороших торговых отношений. Закон еще должен утвердить Сенат США, который собирается его расширить, распространив соблюдение прав человека как условие для хороших экономических отношений и на другие государства. Россия сердито возражала против принятия этого закона, но отбросила надежды приостановить его. Вместо этого, все усилия сейчас направлены на недопущение аналогичных законодательных норм в Европейском союзе и его странах-участницах.
Магнитский был адвокатом, он оказывал услуги инвестиционному фонду Hermitage Capital в Москве и в 2008 году раскрыл мошенническую схему с уплатой налогов, при помощи которой российские должностные лица похитили 230 миллионов долларов США, которые фонд в виде налогов заплатил российскому государству. Вскоре после этого Магнитского арестовали, год без суда держали в различных московских тюрьмах и пытали, чтобы он отказался от своих показаний, а 16 ноября 2009 года избили до смерти.
Также по теме: Россия раздражена решением американских законодателей по «закону Магнитского»
Европейский парламент (ЕП) 23 октября принял резолюцию, в которой рекомендует Европейскому союзу ввести запрет на визы и заморозить активы российских должностных лиц, ответственных за смерть Магнитского. Резолюция – это только рекомендация, и хотя такие законодательные инициативы уже продвигаются в некоторых странах (в Великобритании, Голландии, Польше), общее настроение стран-членов ЕС, наверное, хорошо характеризуют слова министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевичса. Он после принятия резолюции ЕП сказал, что Латвия не будет предпринимать односторонние шаги и «черный список» может создать только вместе с остальными государствами ЕС. (Как признали представители Hermitage Capital, министры иностранных дел некоторых европейских стран неофициально говорили, что они будут действовать, если это начнет делать какая-либо другая страна).
Принятие закона в США может стать сильным импульсом к действиям и в Европе. Противодействие России принятию упомянутого закона в США временами было истеричным – Кремль называл его «варварским» и угрозой всему миру, и пригрозил, что может даже прекратить поддерживать НАТО в Афганистане. А после утверждения закона в Конгрессе заявил, что ответ будет жестким, хотя и «симметричным».
Санкции против коррумпированных должностных лиц России попали в самое сердце созданной Путиным системы власти. Как подчеркивают представители российской оппозиции, нарушается главный принцип мафии – безнаказанность ее членов в обмен на лояльность «крестному отцу». Другие сравнивают путинскую «вертикаль власти» с правлением царицы Екатерины II в 18-м веке, когда государство было отдано на разворовывание чиновникам, пока те выполняли волю правительницы. (Если выполняли недостаточно хорошо, то их отстраняли от «кормушки», и Путин также иногда прогоняет каких-то чиновников – «за коррупцию»). Только в отличие от российских чиновников 18-го и 19-го веков, нынешние плоды своего труда хранят и тратят за пределами России. Если исчезнет эта возможность, исчезнет и смысл поддерживать правящий режим. Вертикаль власти может оказаться под угрозой разрушения.
Читайте также: Латвия - «лицо» или «зад»
Сигналы асимметрии
Москва уже знает, как ответить на решение Конгресса США. «Мы это обсуждали на всех стадиях дебатов по так называемому закону Манитского», - заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков после голосования в Конгрессе. «Могу заверить, что наш ответ будет жестким, но не обязательно симметричным», - предупредил он и пообещал «осложнения» в отношениях двух стран.
Похоже, асимметрию уже можем наблюдать в усилении тона привычного для России утверждения «у вас у самих проблемы». Наряду с «нарушениями прав русскоязычных в странах Балтии», что Москва автоматически упоминает, отвечая на любые обвинения в нарушениях прав человека (она сделала это и после принятия резолюции в связи с Магнитским в ЕП), теперь также звучат упреки в адрес, к примеру, США и Германии за недемократичность выборов в этих государствах.
Это пришлось услышать лично от Путина и канцлеру Германии Ангеле Меркель во время визита в Москву 16 ноября. Более того – вдобавок с упреками в поддержке антисемитов. Когда Меркель упомянула осуждение участниц панк-группы Pussy Riot в качестве одного из примеров в череде реализуемых в последнее время Россией мер по ограничению свободы слова и гражданской оппозиции, Путин заявил, что одна из осужденных в свое время участвовала в демонстрации с требованием «очистить Москву» от евреев. В действительности одна из участниц группы в 2008 году приняла участие в демонстрации – как раз наоборот - против проводившихся тогдашним мэром Москвы Лужковым «чисток» от «кавказцев», гомосексуалистов и других «иных».
Также по теме: Великобритания запретила въезд 60 российским чиновникам в связи с делом Магнитского
Можно прогнозировать, что непрогнозируемое и иррациональное оглупление станет частью имиджа, который Россия все больше будет демонстрировать в дискуссиях с Западом. Можно сказать, что это проявление слабости. Однако запрет на визы для граждан европейских государств может быть способом, при помощи которого Кремль постарается использовать эту слабость в свою пользу. Аналогично тому, как расправа с Pussy Riot была показательным судебным процессом, чтобы никто из тех, кто возражает в России против правящего режима, не мог чувствовать себя в безопасности, запрет на визы чуть ли не по принципу случайности может стать средством запугивания за рубежом. Любой может быть наказан ни за что. А тем более, за то, что осмелился потребовать заморозить банковские счета и запретить выдавать визы людям системы.
Однако в такой игре нервов Россия была и останется слабой. Законодатели США нашли самый действенный рычаг, при помощи которого можно заставить Россию считаться с нормами законности и прав человека. Соблюдение этих норм в соседней стране важно также и для Латвии. Дискуссиям по «списку Магнитского» пора войти из комиссии Сейма по международным делам в повестку дня всего Сейма.
Перевод: Лариса Дереча.