Недавно министр по реинтеграции Грузии заявил, что его страна готова сотрудничать с Россией по поводу восстановления Абхазской железной дороги. Грузинский министр отметил, что в этом случае у Абхазии может появиться альтернатива России.
Открытие железной дороги через Абхазию имеет для Грузии двоякое значение. С одной стороны Тбилиси пытается каким-то образом оправдать в глазах своего народа сделку с Россией. Потому что открытие Абхазской железной дороги по факту будет означать признание независимости Абхазии, что может быть, безусловно, результатом сделки с Россией.
В конце концов, это было бы для Грузии самым оптимальным вариантом, но пока в этой стране слишком сильны антирусские настроения, и подобную сделку весьма сложно будет презентовать обществу. И идея о том, что Грузия должна стать альтернативой для Абхазии, может быть удобным вариантом. Грузинские власти могут сказать, что Абхазию можно будет вернуть только так – связывая коммуникациями с Грузией.
А в этом смысле перспективы хорошие, потому что Абхазия может получить через Грузию транспортную связь с Турцией, Ираном, выйти к Персидскому заливу. С течением времени это может связать Абхазию с Грузией больше, чем с Россией, тем более, что доминанта России в Абхазии гораздо нежелательнее, чем в Южной Осетии.
Возможно, Грузия для того и озвучила эту цель – начать с Абхазией с нуля и попросить у России «руку» Абхазии.
О выгодах Армении от открытия Абхазской железной дороги излишне даже говорить. Тут имеется сразу два аспекта – собственно армянский и региональный. То есть, может быть изменена методология, когда в качестве преодоления разделительных линий начинает применяться общий интерес. В этом смысле экономический интерес может стать влиятельным фактором на уровне как «элит», так и обществ.
Кстати, «авторское право» этой методологии принадлежит Армении – еще в бытность президентом Роберта Кочаряна Ереван предлагал как странам региона, так и международным посредникам преодолеть политические разногласия с помощью экономической интеграции или хотя бы не рассматривать конфликты как препятствие для экономической интеграции. Но предложение Еревана не было принято.
Как будет воспринято намерение Тбилиси, покажет время. Хотя вряд ли Азербайджан последует примеру Грузии и начнет контактировать с Карабахом, которому продолжает угрожать.
Но пока молчит Россия, которая, видимо, пытается выяснить, какую западню готовит ей Грузия. И здесь важную роль может сыграть Армения, причем, эту роль сейчас необходимо срочно реализовать, с точки зрения как экономических, так и региональных интересов Армении.
Ереван может стимулировать желание Москвы вести переговоры с Грузией по поводу Абхазской железной дороги. Для этого достаточно активизировать интеграционные процессы с Западом, что исходит также из государственного интереса Армении. Это заставит и Москву пересмотреть свой инструментарий отношений с Арменией и перейти от «палочной» дипломатии к более партнерским и взаимовыгодным проектам, по которым с Арменией работает Запад.
Может, именно поэтому Армения устами своего премьера заявляет, что Армения намерена форсировать переговоры по вступлению в Зону свободной торговли ЕС.
Понятно, что лучше пройти этот путь быстрее. Но при этом Армения пытается стимулировать Россию как можно скорее пересмотреть свой инструментарий.
А в том, что российскому истеблишменту придется об этом задуматься, нет сомнений. Сейчас истеблишмент находится во власти истерики, выражающейся в угрозах в адрес Армении. Это обостренное чувство потери, которое приводит, как правило, к шантажу. Но когда конвульсии пройдут, русский истеблишмент начнет думать. И Армении остается только не поддаваться российскому шантажу. В конце концов, это исходит и из интересов российского истеблишмента – раздумья всегда лучше конвульсий.
Армении по большому счету нужна не Абхазская железная дорога, Армении нужно заставить Россию задуматься.