- В рамках прошедших в Ереване Евразийских межпартийных консультаций , в которых принимали участие представители российской партии «Единая Россия», украинской «Партии регионов», Народно-демократической партии Казахстана «Нур Отан», Республиканской партии Армении, партии «Процветающая Армения», в Ереване был подписан меморандум о Евразийском межпартийном сотрудничестве. Создается впечатление, что со стороны Москвы сейчас идет очень сильное давление на руководство Армении, чтобы оно определилось в своем отношении, в первую очередь, к Евразийскому союзу. Насколько серьезно можно относится к Евразийской межпартийной программe?
- Я не стал бы слишком жестко увязывать политику Москвы, то есть государственных органов, и деятельность политических партий. Влияние государства в данной сфере, конечно, большое. Объясняется это особенностью нынешнего периода постсоветского развития наших государств, особенности эти общеизвестны. Но это не значит, что все партийные контакты и связи осуществляются по приказу сверху. В настоящее время на постсоветском пространстве складывается система межпартийных связей, для наших обществ, долгое время живших в условиях однопартийности, это дело новое и, несомненно, весьма полезное.
Одним из первых примеров межпартийного взаимодействия было установление связей между старейшей армянской партией «Дашнакцутюн» и созданной в начале нашего века «Справедливой Россией». Основой для их взаимодействия и сотрудничества стали социалистические идеи, причем «Дашнакцутюн» способствовала принятию своего российского партнера в Социнтерн. Подобным образом взаимодействуют и другие партии, в том числе провластные, это нормальное явление для многопартийной системы. Видеть за всем этим какое то средство давления на руководство Армении было бы большим преувеличением.
Читайте также: Преимущество Армении - армянская община в мире
- «Премьер-министр Армении, если я правильно понял, еще раз подчеркнул, что с одной стороны они заинтересованы в интенсификации отношений с СНГ, ссылаясь на договоры о свободной торговле со странами СНГ, а с другой – в интенсификации торгово-экономических и политических отношений с ЕС, заключив соглашение по Ассоциации. Было бы противоречиво и невозможно, например, присоединиться к Соглашению о всеобъемлющей и глубокой зоне свободной торговли с ЕС и одновременно стать частью Евразийского союза или Таможенного союза, заключенного между Россией, Казахстаном и Белоруссией», - заявил в интервью ИА REGNUM посол Германии в Армении Ханс Йохан Шмидт. Вы согласны с этим мнением?
- Посол Германии в Армении призван отстаивать интересы Германии в первую очередь и Евросоюза и НАТО во вторую. Естественно, что он выражает максимальную заинтересованность в развитии связей Армении с Германией и Евросоюзом. На самом деле развитие отношений с Западом вовсе не исключает возможности развития отношений с Востоком и Россией. Такая постановка вопроса невозможна для любого европейского государства и было бы странным требовать такого от Армении и любого другого государства современного мира. Естественно, если суверенитет этих государств, как субъектов международного права, признается их партнерами. К сожалению, реалии современного мира таковы, что сильные государства часто имеют возможность навязывать слабым собственную волю, причем даже путем военного вмешательства во внутренние дела, что противоречит всем основополагающим международным документам и Уставу ООН.
- Чем отличается Евразийский союз от СНГ? Что может в экономическом плане предложить нам Евразийский союз? Или это станет новым политическим рычагом?
- Евразийский союз дает возможность более глубокой экономической интеграции. Речь не идет о навязывании Армении чего-то для нее совершенно невыгодного. Если Армения сочтет для себя выгодным участвовать в этом интеграционном объединении – дело армянских политиков и бизнесменов добиться от этого максимальной выгоды для своей страны и собственного бизнеса. Наивно требовать этого от кого-то другого, в том числе от своих российских партнеров (как и от американских, европейских, китайских и всех остальных).
Также по теме: Инстинкты армянской «элиты»
Естественно, что экономика и политика тесно взаимосвязаны. У России и Армении высокий уровень политического и военного сотрудничества, и он останется на нем до тех пор, пока такое сотрудничество будет взаимовыгодным. Если же оно перестанет быть таковым для какого-то из наших государств, то экономические связи в роли гипотетического политического рычага тут уж не помогут.
- «Согласно официальной доктрине, Армения ведет многовекторную политику, то есть одновременно сотрудничает и с ОДКБ, и с НАТО, и, являясь членом СНГ, ведет переговоры с Европейским Союзом, то есть пока я не до конца понимаю, между чем и чем выбирать. Вы сами ответьте, вы хотите объединяться, допустим, с моей страной или с какой-то страной Центральной Азии? С одной стороны – большая интеграция с Европой – это я понимаю. И, если я правильно понимаю слова президента и министра иностранных дел, такова цель внешней политики Армении. А что мы имеем с другой стороны – Евразийский союз? А что такое Евразийский союз? Есть ли такая организация? Когда будет такая организация, тогда и поговорим о том, между чем и чем выбирать. Вот смотрите: у вас есть дом, семья, соседи, муж, любовник или друг, и вы их всех знаете. И есть что-то в будущем… Выбирать между чем и чем? Выбор ведь должен быть реальным. Да ведь и нет Евразийского союза…», – заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM посол Польши в Армении Здислав Рачиньски. Действительно, между чем и чем выбирать? Такие параллели приемлемы вообще?
- Еще недавно Европейский союз был оазисом мира и процветания на нашей планете. В условиях экономического кризиса все быстро меняется и проблемы расширившегося Евросоюза становятся все более очевидными. Будут ли решены эти проблемы, и каким образом? От этого будет зависеть будущее Евросоюза и его последующая политика.
Читайте также: Армения пытается развязать новую войну
Пока же Евросоюз – это интеграционное объединение, в котором есть тенденция к большей степени централизации и есть обратная тенденция – к ограничению роли «брюссельской бюрократии». Ситуация осложняется новыми для Европы проблемами – ростом этнической и конфессиональной пестроты, высокой степенью активности местных европейских сторонников политического ислама, в том числе ставящих целью создание всемирного халифата.
В Европе происходит быстрый рост мусульманского населения и сокращение числа «старых европейцев», ориентированных на традиционные для Европы христианские ценности, предки которых в течение многих столетий создавали европейскую цивилизацию. К чему придет Европа на таком фоне в условиях нынешнего экономического кризиса покажут ближайшие десятилетия. Очевидно, что эти десятилетия будут для Евросоюза судьбоносными и очень сложными.
Это в полной мере относится и к Евразийскому союзу, который представляет собой такое же интеграционное объединение с неясными историческими перспективами, как Евросоюз. Если этим двум интеграционным объединениям удастся наладить взаимодействие по решению общих проблем – это пойдет на пользу всем. Однако пока влияние в политике старых фобий и конфронтационной психологии продолжает оставаться слишком сильным.