Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Прежде, чем приземлиться в международном аэропорту Бен-Гурион, самолет авиакомпании «Эль-Аль», в котором я возвращался из поездки на Восток, кружился над холмами Западного берега. Быстрый взгляд из иллюминатора самолета лучше, чем тысячи слов, может объяснить ту тяжелую ситуацию, в которой находится председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас (Абу-Мазен). Рядом с каждым еврейским поселением строится новый квартал. То, что я ухватил беглым взглядом из самолета, жители автономии, подданные Абу-Мазена, наблюдают ежедневно.
Правительство Израиля усиленно трудится над изменением демографической карты Западного берега – одновременно объясняя своим гражданам и остальному миру, что ему якобы «не с кем вести переговоры».
Некоторое время назад я вместе с группой высших офицеров-резервистов ЦАХАЛа встречался в Рамалле с Абу-Мазеном. Ситуация диаметрально противоположна тому, что утверждает израильское правительство. Глава автономии почти умоляет израильтян возобновить переговорный процесс, постоянно повторяя, что нет и не может быть возвращения к насилию и террору. Положение Абу-Мазена ухудшилось после того, как Египет был взят под контроль Братьями мусульманами. Он не только потерял египетскую поддержку – эта поддержка перешла его заклятому врагу, ХАМАСу.
Страны Персидского залива также фактически перестали поддерживать Абу-Мазена. Катар оказывает щедрую поддержку ХАМАСу. Телеканал «Аль-Джезира», принадлежащий катарским правителям, стал рупором этой террористической группировки. Правящая партия Турции, одной из крупнейших мусульманских стран, которая в прошлом претендовала на выполнение роли посредника в ближневосточном конфликте, считает ХАМАС своим «младшим братом». Какой еще выбор остается у палестинского президента, который подвергается внутренним угрозам и находится во внешней изоляции. А теперь против него выступает и израильское правительство, которое хочет от него избавиться.
Обращение к влиятельному международному органу, который может оказать ему поддержку – единственный выход из создавшейся ситуации. Кроме эскалации насилия. Абу-Мазен говорит однозначно: он готов возобновить переговоры с израильским руководством без каких-либо предварительных условий – уже на следующий день после обращения в ООН. Признание Организацией Объединенных Наций Палестины в качестве государства со статусом наблюдателя не повредит Израилю. Наооброт. Подобное признание имеет два положительных аспекта для израильской стороны – декларативных, но очень существенных.
Признание ООН Палестины в качестве государства создает барьер, пусть даже всего лишь конституционный, позволяющий не допустить никакого иного решения проблемы, кроме как создания двух государств, а не единого – двунационального. Это признание закрепляет, спустя 65 лет после решения ООН о создании двух государств, еврейского и арабского (29 ноября), факт раздела Палестины, Эрец Исраэль, на две части – 78% для еврейского государства и 22% для арабского. Значительно больше, чем было запланировано в 1947 году. После шести войн и двух интифад – это важное достижение для сионизма.
Признание Палестины в качестве государства, не являющегося членом ООН, не противоречит Норвежским соглашениям. Договор, подписанный в Осло, довольно прост: если палестинцы будут бороться с террором, они получат государство с помощью Израиля. Нынешняя палестинская администрация эффективно борется с террором на Западном берегу. Командиры ЦАХАЛа и представители Службы общей безопасности (ШАБАК) подтверждают этот факт. Однако обещанное ему независимое государство палестинский народ так и не получил.
Угрозы наказания в адрес Палестинской администрации, которые позволяют себе израильские министры, охваченные предвыборной лихорадкой, смешны. Все это угрожает прежде всего нам самим. Распад палестинской автономии вынудит армию взять Западный берег под полный контроль и управлять им – экономическая и дипломатическая цена подобного шага колоссальна. Расформирование палестинских сил безопасности потребует драматического увеличения присутствия армии на территориях, как это было в период интифады.
В то время, как египетский Синай и сирийская часть Голанского плато находятся в руках фанатиков-салафитов, поддержание текущей безопасности проглотит все оборонные ресурсы и ослабит армию, как это было в канун Второй Ливанской войны.
Израиль и его друзья за рубежом должны поставить перед палестинской администрацией единственное условие – не использовать новый статус для обращения в международный трибунал в Гааге и с целью разного рода бойкотов. Если Абу-Мазен возьмет на себя подобные обязательства, Израиль должен сдержанно отнестись к признании Палестины в ООН.