Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оптимист на фоне поражения

Саакашвили полностью раскрылся в Киеве

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
К президенту Грузии Михаилу Саакашвили — неоднозначное отношение в мире. Одни его называют авторитарным лидером, а другие — хвалят за реформы, которые лидер Грузии провел в своей стране, которую буквально поглощала коррупция. Поэтому для многих украинских политиков, экспертов и журналистов было интересно пообщаться с грузинским лидером, партия которого недавно проиграла выборы и потеряла власть.

К президенту Грузии Михаилу Саакашвили — неоднозначное отношение в мире. Одни его называют авторитарным лидером, а другие — хвалят за реформы, которые лидер Грузии провел в своей стране, которую буквально поглощала коррупция. Поэтому для многих украинских политиков, экспертов и журналистов было интересно пообщаться с грузинским лидером, партия которого недавно проиграла выборы и потеряла власть. Такую возможность предоставило вчерашнее мероприятие по инициативе председателя фонда Open Ukraine Арсения Яценюка в гостинице «Интерконтиненталь».

Традиционно Саакашвили, как выпускник Киевского института международных отношений, начал на украинском языке и более того, он полностью раскрылся перед аудиторией. Когда Яценюк спросил его, считает ли Саакашвили себя авторитарным лидером, тот прямо ответил: «Я смотрю на себя с большим чувством юмора, а у диктаторов с чувством юмора очень плохо». С этим не совсем можно согласиться, поскольку у Сталина было специфическое чувство юмора. А у некоторых демократов вообще не было чувства юмора.

Действительно, партия Саакашвили проиграла выборы, и глава грузинского государства абсолютно не демонстрировал желания сохранить власть, как это часто бывает в случаях авторитарных режимов.

Напротив, как объяснил он, «Мы могли передать власть позже, но сделали это, чтобы потом никто не говорил, что мы кому-то мешали осуществлять их программы».

Читайте также: Демократ Саакашвили


И, бесспорно, ему многое удалось, о чем свидетельствуют мировые индексы. «В частности — отметил он, — по показателю легкости ведения бизнеса Грузия — единственная развивающаяся страна, которая вошла в первую десятку, заняв девятое место. Мы построили 6 тыс. км дорог, 150 новых больниц, снизили уровень бедности с 50 процентов до 18. Люди почувствовали вкус того, что значит жить без коррупции и безопасно чувствовать себя на улицах», — сказал Саакашвили.

«За восемь лет, — добавил он, — мы обеспечивали непрерывное развитие успеха, и это от нас никогда никуда не денется. Люди могут устать от правительства, но общество никуда не денется от себя». Саакашвили признался, что некоторые эксперты советовали ему не очень быстро проводить реформы. «Но мы, — сказал он, — не могли действовать по-другому. Это наша грузинская черта: мы грузины любим все быстро делать: и хорошее, и плохое. Поэтому я надеюсь, что то, что так быстро начинается, быстро закончится», — сказал грузинский президент, намекая на правление правительства Иванишвили.

Комментируя аресты его сторонников, он сказал, если кто-либо считает, что политические вопросы можно решать с помощью арестов, взятия под стражу оппозиции, то это не изменит оппозицию и это не метод, это — инерция советского мышления.

Саакашвили объяснил, что его коллег, инициатора налоговой службы с нулевым уровнем коррупции и руководителя МВД обвиняют не в том, что они пытались воспользоваться служебным положением, чтобы нажиться, а в каких-то мелких нарушениях. «Например, начальника генштаба арестовали в Министерстве обороны, обвинив в том, что тот заставил солдат бегать голыми по пояс», — сказал грузинский лидер, напомнив, что ему во время службы в Украине также приходилось бегать в армии с голым торсом.

Также по теме: Президент Саакашвили - реформатор, демократ!

Касаясь темы отката демократии при премьере Иванишвили, Саакашвили сказал, что прогрессом правительства является то, что он сразу сказал, что не выполнит собственных обещаний. Вместе с тем он убежден, отката демократии не будет, если смена правительства произошла путем выборов.


Саакашвили признался, что думал о том, где есть запас прочности на случай отката демократических процессов в стране. По его мнению, роль противовеса может выполнять молодежь, протестовавшая и против его правительства. «Молодежь открыта к новому и потому стоит на стороне будущего. Поскольку она на собственном опыте почувствовала результаты своего труда».

Достаточно спокойно Саакашвили относится к тому, что в одном грузинском селе восстановили памятник Сталину, демонтированный год назад. «Вряд ли Сталин доминирует в умах грузин. Это, скорее, реакция на то, что в настоящий момент происходит. Это переходный период и все, что было со знаком плюс, должно поменяться на знак минус. Это также процесс проявления чего-то другого, и восстановление памятника — это своего рода проявление свободы. Но я думаю, что это временное явление. Конечно, советская инерция в наших обществах все еще присутствует», — отметил он.

По мнению Саакашвили, присутствие советского менталитета обусловлено тем, что Украина и Грузия избежали развития капитализма, поэтому люди не знали истинную цену вещей. Он объясняет появление лозунгов: «Давайте вернемся в СССР» желанием людей вернуть свою молодость. Но общество и в Украине, и в Грузии все равно ориентировано на будущее, убежден президент. Он выразил надежду на то, что в обеих странах вырастет новый класс, который будет видеть в правительстве партнера по установлению правил игры, созданию инфраструктуры.

Читайте также: Советские методы Саакашвили


Саакашвили также рассказал о том, как разворачивались события с началом войны в августе 2008 года. По его словам, посол США Джон Теффт пришел к нему и сказал, что Россия хочет полностью оккупировать Грузию. В ответ на это Саакашвили спросил: «Что вы думаете по этому поводу?». Посол ответил: «Думаем». И как известно, в конечном итоге США отправили в этот регион авианосец, и их самолеты были готовы к отправлению в район конфликта, что заставило российские войска остановиться. Хорошо, что США решили спасти демократию в Грузии, сказал Саакашвили. «В мире много стран, которые не нужно спасать, и как только мы перейдем в эту категорию, у нас будет друг за углом, ожидающий, когда это произойдет, чтобы воспользоваться тем. Поэтому у нас нет другого выхода, как идти в Европу», — отметил грузинский президент.

Отвечая на вопрос Яценюка относительно того, какую роль в событиях в Грузии могло сыграть предоставление ПДЧ Украине и Грузии на Бухарестском саммите, Саакашвили с полной уверенностью заявил, что это предотвратило бы войну.

В конце его спросили, когда он почувствовал желание стать президентом страны, на что Саакашвили ответил: «Спросите об этом у бабушки, которая сидит в шестом ряду». Вместе с тем он признался: «Я всегда хотел изменить мир, хотя бы вокруг себя, а для этого сначала должен был изменить себя. Я думаю, что именно так нужно действовать: менять себя, менять мир. А у меня всегда были большие амбиции изменить общество». Получится ли?

Также по теме: Путин и Саакашвили - братья в (недемократических) тельняшках

Комментарий

Леонид Кравчук, первый президент Украины:

— Я давно наблюдаю, что президент Саакашвили — человек европейского образца. В нем нет спеси. Когда он сидит и говорит, в нем не вылезает вождь. У нас часто впереди вождь, а потом все остальное. То есть он говорит как человек убежденный, исходя из собственных наблюдений. Видно, что у него они есть. Он спокойно относится к проигрышу. Он уверен в том, что демократии в Грузии уже нет альтернативы и возврат во времена, которые могут нажать на демократию, практически невозможен.

Он держится абсолютно нормально, улыбался, шутил. Мне понравилось, что у него есть чувство юмора. Он ссылался на примеры и сравнения, которые были где-то на грани тонкого и деликатного юмора.

Я видел сегодня Саакашвили как человека, который не драматизирует проблемы поражения своей партии и думает о завтрашнем дне Грузии. Я верю в то, что Грузия будет демократической, развиваться и идти путем демократии, что назад отката не будет, а будет идти вперед. Это позиция политики, это позиция государственного деятеля, позиция президента.

Я разделяю мнение Саакашвили относительно того, что авторитарные люди не обладают чувством юмора. Авторитарные люди, как правило, недостаточно духовно развиты. Потому что авторитаризм — это признак реакции на внутреннее рабство. Он был внутренним рабом и когда оказался на вершине, то хочет, чтобы все вокруг него были рабами. Это позиция раба. Авторитаризм — это позиция раба, пришедшего к власти. Он власть взял, а рабство из себя не выгнал. Поэтому какой здесь может быть юмор. У человека есть чувство юмора тогда, когда он много читает, смотрит, много общается, в частности и сам с собой, из него природный юмор выступает. А у раба, простите на слове, этого не может быть.