Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Джон Мазер: у нас есть масса поразительных идей, на реализацию которых уйдет, как минимум, столетие

© Фото предоставлено фондом Дмитрия Зимина "Династия"Нобелевский лауреат по физике Джон Мазер
Нобелевский лауреат по физике Джон Мазер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лауреат Нобелевской премии по физике за 2006 год Джон Мазер, получивший награду за измерения космической сверхвысокочастотной фоновой радиации, и работающий по проекту космического телескопа им. Джеймса Уэбба, заехал в редакцию новостного сайта Reddit, чтобы ответить на вопросы в программе AMA.

Лауреат Нобелевской премии по физике за 2006 год Джон Мазер (John Mather), получивший награду за измерения космической сверхвысокочастотной фоновой радиации, и работающий по проекту космического телескопа им. Джеймса Уэбба (это самый мощный космический телескоп за всю историю), заехал в редакцию новостного сайта Reddit, чтобы ответить на вопросы в программе AMA (название переводится как «Спрашивай меня о чем угодно, если ты не из Reddit»).

Мы составили выборку из этого интервью, в котором были затронуты самые разные вопросы - от космических полетов инопланетян и планов НАСА до того, чем так замечательно изучение физики, и как ученый получил Нобелевскую премию.

Redditor: Почему смотреть на звезды так важно с научной точки зрения?
Джон Мазер:
Наблюдение за звездами стало началом точных наук, и оно до сих пор помогает новым достижениям в технике и фундаментальным исследованиям нашей истории и нашего места во Вселенной. Люди хотят знать, как мы попали сюда, одиноки ли мы, и куда мы идем. Астрономия дает ответы на некоторые из этих вопросов.

Читайте также: Телескоп «Хаббл» помог разгадать тайну галактик-призраков

- Какое самое распространенное превратное представление людей о космосе?
- Я думаю, людям действительно трудно себе представить открытое космическое пространство, в смысле колоссальных расстояний между космическими телами и огромного времени, которое необходимо для перемещения между ними. Идет много разговоров о космических пришельцах, как будто физически они в состоянии добраться до нас откуда-нибудь, а также (извините, что говорю про это) о полетах человека за пределы Солнечной системы.

- Где, на ваш взгляд, окажется область ваших исследований через 20 лет?
- Я думаю, мы будем плавать в океанах изображений, данных и новых открытий, которые будут сделаны при помощи телескопа Джеймса Уэбба и другого нового оборудования. Наши наземные телескопы будут примерно в три раза больше, чем сегодня, а некоторые из них смогут напрямую фиксировать экзопланеты, используя самонастраивающуюся оптику с высокой разрешающей способностью.


- Как вы думаете, что самое интересное может показать нам телескоп Уэбба?
- Мы не знаем, сколько планетных систем могут быть пригодны для жизни, однако телескоп Уэбба, может сказать нам, достаточно ли на подобных Земле планетах воды, чтобы там были океаны.

- Почему из всего многообразия научных дисциплин вы выбрали физику?
- О, это наука с величайшими нерешенными задачами! Когда я был студентом, мы очень немного знали об элементарных частицах, но у нас была возможность очень многое узнать. Потом оказалось, что мой ум неплохо подходит для физики и математики, и мне было очень интересно познавать такие загадочные вещи, как относительность и квантовая механика.

Также по теме: Вселенная практически перестала создавать новые звезды

- Ваша работа, за которую вы получили Нобелевскую премию, была случайностью? И была ли неожиданной награда?
- К своей нобелевской работе я пришел окольным путем. Свой диссертационный проект в Беркли я выбрал потому, что он был интересным, и мне нравились профессора. Потом была неудача, телескоп не заработал, я и подумал, что надо отказаться от темы энергетического спектра реликтового излучения. Затем во время научной работы после защиты докторской я занимался радиоастрономией, и руководство НАСА попросило дать предложения по спутнику. Это было в 1974-м. Я сказал, что мой диссертационный проект не удался, и что телескоп надо было устанавливать в открытом космосе. Так мы написали свои предложения, и они были приняты.

По поводу Нобелевской премии. Многие думают, что работа в рамках проекта СОВЕ по созданию космической обсерватории была Нобелевского уровня, однако мне кажется, конкуренция там мощная, и в списки попадают только люди типа Эйншейна. Так что, да, это был приятный сюрприз!

- Каким будет следующий крупный шаг в космических исследованиях?
- Хороший вопрос! Телескоп Уэбба - это новое и важное слово в астрофизике, а в исследовании Национальной академии наук, проводимом раз в десять лет, говорится, что следующим шагом после него будет инфракрасный орбитальный телескоп WFIRST. Национальное управление воздушно-космической разведки передало НАСА два комплекта оптики, и не исключено, что один из них станет телескопом WFIRST. У нас также есть планы по созданию новой крупной рентгеновской обсерватории, по поиску гравитационных волн с использованием космического интерферометра. Я думаю, у нас есть масса поразительных идей, на реализацию которых уйдет, как минимум, столетие.