Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мурси рассуждает о «Планете обезьян»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Инженер и союзник «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси стал в этом году первым демократически избранным президентом Египта, а на прошлой неделе погрузил политическую систему своей страны в хаос, предоставив себе новые, весьма обширные полномочия. Но сейчас речь - о другом. Похоже, Мурси питает сильные чувства к научно-фантастическому фильму 1968 года «Планета обезьян».

Инженер и союзник «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси стал в этом году первым демократически избранным президентом Египта, а на прошлой неделе погрузил политическую систему своей страны в хаос, предоставив себе новые, весьма обширные полномочия. Но сейчас речь - о другом. Похоже, Мурси питает сильные чувства к научно-фантастическому фильму 1968 года «Планета обезьян».

В своем пространном интервью Time, которое журнал только что разместил на своем сайте, Мурси вдруг резко перешел с обсуждения египетско-американских отношений к теме фильма «Планета обезьян». Видимо, президент хотел подчеркнуть свою мысль о том, что Египет должен нести ответственность за свои собственные проблемы. А может быть, он говорил об экономической самодостаточности. Или о «роли искусства». На самом деле, мысль Мурси непонятна. Вот что заявил лидер самой густонаселенной страны арабского мира:

Читайте также: Судебные иски запретить, дело Мубарака пересмотреть

«Я помню один фильм. Какой? «Планета обезьян». Старую версию, не новую. Есть еще новая, но она другая. Не такая хорошая. Она не так ярко отражает действительность, как первая. Но я помню, там в конце прозвучал один вывод. Там была  большая обезьяна, глава верховного суда, кажется – в кино! - и был еще закованный в цепи большой ученый, он работал на обезьяну, что-то чистил. А планета обезьян была после большой разрушительной войны, атомные бомбы и что еще там было в этом кино. Он говорит обезьяне: «Не забывай, что ты - обезьяна. Не проси меня об этой грязной работе». А что ответила большая обезьяна? Она сказала: «Ты - человек, ты сам это с собой сделал». Такой вот вывод. Можем ли мы сделать для себя нечто лучшее?


Я смотрел это кино 30 лет назад. Такова роль искусства. Это очень важная роль искусства. В «Унесенных ветром» решаются социальные проблемы. «Пятеро в аду». Это было арабское название. Пятеро американцев работают в тылу у немцев и используют примитивные военные устройства. Мне кажется, там был Чарльз Бронсон, или что-то еще. У меня на жестком диске еще осталось несколько вещей!»

Для начала, один важный момент. Английский язык для Мурси не родной, и хотя он в 1980-х годах учился в Калифорнии, сейчас у него должно быть очень много важных дел, и ему некогда освежать языковые навыки. Так что давайте будем читать это с лингвистическим сочувствием.

Тем не менее, это интервью, и особенно отступление на тему «Планеты обезьян» - просто шедевр. Кажется, президент Египта закачал на свой жесткий диск «Грязную дюжину» с торрента, судя по его описанию фильма «Пятеро в аду». Интересная получается игра. Попытайтесь догадаться, кто кого представляет в этой истории, если вам хочется убить полчасика (ученый олицетворяет египетское правительство? Или США? А кто Чарлтон Хестон в этой метафоре?)

Также по теме: Затянувшаяся чрезвычайная ситуация в Египте и будущее арабской весны


Но больше всего мне понравилось то, как Мурси начинает рассказ о «большой обезьяне», возглавляющей в «Планете обезьян» верховный суд, и вдруг делает паузу, поясняя: «В кино!». Возможно, он побоялся, что мы подумаем, будто он описывает настоящих судей из реальной жизни, скажем тех судей Египта, которые на этой неделе начали забастовку, протестуя против указа Мурси о предоставлении самому себе обширных дополнительных полномочий.

Если я прочитал это правильно, то тебе следует успокоиться, уважаемая египетская Фемида. Мурси, может, и отобрал у тебя самые важные властные полномочия, но стаей больших обезьян он тебя не считает, это точно.

А вот - свежие новости. Блогер New York Times Роберт Маккей (Robert Mackey) заглянул в сценарий «Планеты обезьян» и попытался распутать метафорические высказывания Мурси. Вот два важных открытия. Во-первых,  пишет Маккей, «трудно сказать, какую именно сцену президент неверно вспомнил». Во-вторых,  высказывание Мурси о «большой обезьяне» во главе верховного суда весьма озадачивает, поскольку такого персонажа в картине нет. Похоже, судьи просто не выходят у Мурси из головы.