Главный инициатор скандальной пощечины Украине, председатель Госагентства по инвестициям и нацпроектам Владислав Каськив говорит, что готов подать в отставку. Впрочем, пока только говорит. Как известно, в понедельник Украина якобы подписала инвестиционное соглашение с испанской фирмой Gas Natural о начале строительства терминала для сжиженного газа в Одесской области. Премьер Николай Азаров даже назвал это соглашение революционным и началом диверсификации поставок газа в Украину. Однако на следующий день испанская фирма заявила, что никакого соглашения с нашим государством не подписывала, а господин Джорджи Сарда Бонвеи, который поставил свой автограф под соглашением, у них никогда не работал.
Впрочем, покаявшись перед президентом и премьер-министром, Каськив собственной вины не признал. По его словам, никакой интриги в ситуации нет. «Подразделение фирмы Gas Natural разрабатывало ТЭО проекта, – заявил глава Госагентства в интервью «Украинской правде». – Это первый истинный факт. Второй документально подтвержденный факт – представители фирмы принимали участие в переговорах о создании консорциума. 15 сентября в Ялте состоялась встреча в узком кругу семи компаний – потенциальных участников консорциума. Среди них присутствовал и директор немецкого филиала испанской фирмы, и господин Бонвеи». Впрочем Каськив не отрицает и того очевидного факта, что таинственный испанец действительно не работает в фирме, а является коммерческим посредником. С «немецким директором» вышла и вовсе странная история: на сайте фирмы никакого немецкого представительства нет! Хотя показаны отделения, например, в Молдавии.
Вчера комментарий прессе дал и загадочный Бонвеи. «Я думал, что могу подписать соглашение, а затем (!!) согласовать это со своей (!!) компанией», - сказал испанец, наивно утверждая, что был убежден, будто может подписывать подобные документы. При этом Бонвеи отказался сказать, какую же именно компанию он представляет. Власть, которая, по сути, поставила под угрозу весь такой важный для государства проект, молчит. Профильный министр Юрий Бойко тронул общественность, заявив: «Были подписаны некоторые документы. Подписывал представитель испанской компании. Сейчас (после подписания, - Авт.) Мы выясняем, имел ли он на это поручение».
Против козла отпущения Каськива сегодня единым фронтом выступает как оппозиция, провластные, так и третьи силы. Сергей Соболев требует привлечь к ответственности самого Каськива и Януковича с Азаровым – за дискредитацию государства. По его словам, проверка этой сделки станет первой задачей парламента нового созыва, и оппозиция будет требовать сурового наказания для «преступников от власти». Оппозиция, которой в свое время принадлежал Каськив, требует выяснить, сколько конкретно «отката» получили от липовой сделки лично Азаров с Януковичем, а заодно проверить, имеет ли господин Каськив диплом о высшем образовании. Соболев утверждает – у него есть убедительные доказательства, что диплома вуза у Каськива все же нет!
Провластные силы напомнили Каськиву его «оранжевое» прошлое, времена «Поры» и призывают посадить его в тюрьму вместе с «социалистическим» Волгой. За дискредитацию государства.
Но сама проблема выходит далеко за пределы личности экс-руководителя «Поры», который в свое время требовал посадить на нары своего нынешнего руководителя. Идея сооружения LNG-терминала имеет одного очень мощного врага – «Газпром». Этой компании, за которой стоит Кремль, очень невыгодно, чтобы Украина нашла альтернативу в газоснабжении. Именно на интересы Кремля, который якобы заставил испанскую компанию «сдать назад», и намекал в первый день скандала Владислав Каськив.
Впрочем, подставить замысел строительства терминала мог любой: как и из числа представителей власти, так и исполнителей. Эксперты отмечают: де-факто отдельные руководители отечественного топливного комплекса являются лоббистами России. И кто-то из них мог спокойно запустить на орбиту г. Бонвеи... Хотя мог иметь место и обычный непрофессионализм.
Интересно, что день подписания, ставший днем провала – 26 ноября – был также выбран не просто так. Украина стремилась стартовать с терминалом раньше, чем Россия со своим «Южным потоком». Фактор подписания соглашения должен был стать рычагом давления на Россию. А обернулся государственным позором. Ну и, наконец, еще одно объяснение – из раздела конкуренции: на сооружение терминала, кроме европейцев, претендовала корейская компания. От услуг которой отказались...