Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Париж расширяет границы Лувра

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСтеклянная пирамида над входом в Лувр
Стеклянная пирамида над входом в Лувр
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во времена своего расцвета в 19 и 20 веках промышленный город Ланс на севере Франции отправлял свое богатство в Париж в форме угля. Теперь, когда шахты в Лансе закрылись, а его экономика находится в состоянии упадка, Париж решил отплатить услугой за услугу и отправить в Ланс множество шедевров Лувра - а вместе с ними и значительную долю мировой славы музея.

Во времена своего расцвета в 19 и 20 веках промышленный город Ланс на севере Франции отправлял свое богатство в Париж в форме угля. Теперь, когда шахты в Лансе закрылись, а его экономика находится в состоянии упадка, Париж решил отплатить услугой за услугу и отправить в Ланс множество шедевров Лувра - а вместе с ними и значительную долю мировой славы музея.

 

Во вторник, 4 декабря, когда на церемонии открытия проекта Лувр-Ланс, первого сателлита парижского музея, будет присутствовать президент Франции Франсуа Олланд, его дебютная экспозиция представит сотни величайших произведений искусства из фонда Лувра. Среди них будут «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (примерно 1508) кисти Леонардо да Винчи, портрет Бальдассаре Кастильоне (1514-1515) кисти Рафаэля и «Свобода, ведущая народ» (1830) Эжена Делакруа, считающаяся символом французской нации.

 

Проект, стоимость которого достигает 194 миллионов долларов, откроется для публики 12 декабря.

 

Когда 10 лет назад было принято решение о расширении Лувра за пределы Парижа, в качестве потенциальных площадок рассматривались те районы Франции, которые нуждались в культурных вливаниях и экономическом импульсе, как поясняет директор Лувр-Ланс Ксавье Декто (Xavier Dectot). За почетное право разместить у себя мировые шедевры боролись шесть северных городов. «Люди в этом уголке Франции не ходят в музеи, поэтому мы решили привезти музеи к ним», — добавляет Декто.

 

Ланс, которому в итоге отдали предпочтение в 2004 году, обладал одним значительным преимуществом: в нем был большой земельный участок на месте выведенного из эксплуатации угледобывающего предприятия. Благодаря своему удачному местоположению на пути следования скоростных поездов музей сможет принимать у себя посетителей из Лондона, Брюсселя, Амстердама и Кельна.

 

Лувр является самым посещаемым художественным музеем мира, по данным издания Art Newspaper, и число его посетителей ежегодно составляет 9 миллионов человек. Тем не менее, амбиции Ланса более скромные. По словам Декто, ожидается, что в течение первого года после открытия его посетят 700 тысяч человек, а в последующие годы, когда эффект новизны сойдет на нет, ежегодный  поток туристов будет составлять примерно 500 тысяч человек. Директор надеется, что треть посетителей составят местные жители, однако многие смогут приезжать туда из Парижа, потому что поездка занимает всего один час.

 

Музей, разместившийся на площади около 20 гектаров, скрывается в тени двух огромных отвалов, сюрреалистических памятников времен расцвета Ланса. В 2012 году эти и прочие объекты ландшафта угледобывающего бассейна севера Франции были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Это только повышает привлекательность площадки, как утверждает директор парижского Лувра Анри Луарет (Henri Loyrette), который принял активное участие в выборе Ланса. «Мы начинаем понимать, что такого рода промышленный ландшафт удивительно красив», - добавляет он.

 

Основной комплекс музея включает пять соединенных между собой корпусов, в том числе галерею для временных выставок площадью 1700 квадратных метров и театр на 300 мест. Здания, сделанные из стекла, алюминия и бетона были спроектированы японским архитектурным бюро Sanaa, обладателем Притцкеровской премии. 

 

Главным элементом этого комплекса является аванзал, объединяющий прозрачные замкнутые пространства, которые кажутся крохотными зданиями внутри большого здания. По словам Луарета, минимализм архитектурных конструкций и обилие света задают идеальные условия для экспозиции, поэтому теперь можно представить публике те произведения искусства, которые трудно экспонировать в темных и тесных парижских галереях.

 

Первая специальная выставка, посвященная эпохе Возрождения, включает 250 работ, в том числе полотно Леонардо да Винчи. Но главное, ради чего открывается музей в Лансе, это «Галерея времени» - полупостоянная выставка, на которой представлены 206 произведений, искусно отобранных из каждого раздела собраний Лувра, начиная от древних образцов клинописи до Делакруа. 

 

По словам разработчика экспозиции Адриена Гардер (Adrien Gardère), «Галерея времени» - это сжатая хронология цивилизации Средиземноморья вплоть до середины 19 века.

 

По какому принципу производился отбор произведений для этой выставки?

 

«Это был мой выбор», - говорит Винсент Помаред (Vincent Pomarède), куратор отдела живописи Лувра, который работал вместе с куратором отдела древностей Жаном-Люком Мартинезом (Jean-Luc Martinez), чтобы подчеркнуть мотивы, объединяющие различные периоды и жанры, такие как, например, история письменности и художественное отображение политической жизни.

 

Открытие отделения Лувра в Лансе станет еще одним свидетельством того, что Лувр сейчас переживает переходный период. 22 сентября открылось здание исламского искусства – это самое серьезное новшество, появившееся в парижском дворце за последнее десятилетие. Это открытие увенчало собой завершение многолетнего проекта под названием «Большой Лувр», который был направлен на то, чтобы объединить отдельные музеи, располагающиеся в комплексе Лувра в один музей с множеством отделов. 

 

В то время как «Большой Лувр» представляет собой шаг по направлению к централизации, Лувр-Ланс наряду с еще одним проектом Лувра, который должен открыться в Абу-Даби в 2015 году, можно рассматривать как шаг в обратном направлении, то есть попыткой расширить бренд за пределы Парижа.

 

Подобная стратегия напоминает попытки Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и Эрмитажа в Санкт-Петербурге стать всемирными брендами, предоставляя свои имена самым разнообразным музеям и галереям, таким как Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, хотя некоторые из этих проектов – к примеру, Guggenheim Hermitage Museum в Лас-Вегасе или Deutsche Guggenheim в Берлине – оказались лишь краткосрочными экспериментами.

 

Г-н Лаурет не видит никаких рисков в проекте Лувр-Ланс, который он считает не столько сателлитом Лувра, сколько «новым крылом» парижского музея. По его словам, Лувр-Ланс – это «настоящий Лувр».