Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мой прадед онлайн

Чехи влюбились в цифровое составление родословных

© РИА Новости Леся Полякова / Перейти в фотобанкСоциальная программа "Бабушка-онлайн - Дедушка-онлайн" в Санкт-Петербурге
Социальная программа Бабушка-онлайн - Дедушка-онлайн в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Повторение семейных черт и особенностей – одна из причин, почему люди начинают создавать свои родословные. Когда, например, известно, что в семье систематически проявляется определенная болезнь, можно постараться избежать ее проявления у современного поколения. Любители генеалоги сегодня используют MyHeritage и аналогичные программы.

На столе в маленькой квартире-студии в пражском Стржикове светятся два монитора. На полу лежит коробка со слайдами, копятся груды книг. На мерцающих экранах сменяют друг друга черно-белые фотографии женщин со старательно сделанными начесами и мужчин с тростями. «Это моя двоюродная прабабушка, а сейчас мелькнул дед», - замечает житель этой квартиры Вит Покорны (Vít Pokorný), генеалог-любитель. Его на фиксирование и запись семейных архивов и воспоминаний вдохновил прадед: «У него генеалогическое древо было на пятиметровом рулоне бумаги, а мне достаточно одной папки на диске». Именно благодаря компьютерным программам и базам данных в сети сегодня в Чехии генеалогией интересуется все больше и больше людей.

Мое наследие

Вит Покорны свою родословную начал переводить в цифровой формат где-то шесть лет назад. «У нас в ящиках лежало множество видеозаписей и кассет, в них спустя несколько десятков лет уже никто не разбирается, скорее всего, мы даже не сможем их посмотреть», - объясняет свои мотивы 31-летний информатик. Он начал со сканирования фотографий важных событий в жизни его предков, со снимков, которые он сумел разыскать. Потом пришла очередь дневников его прадеда, написанных в то время, когда он сражался на фронте в Первую мировую, потом руки дошли до звуковых записей на кассетах. Покорны все снабжает примечаниями: кто фигурирует в документах, когда записи были сделаны. Поскольку генеалог-любитель из славного рода Шморанц, известного такими представителями, как знаменитые архитекторы и бывший директор Национального театра, в папку в компьютере он также добавил копии различных телевизионных программ о его великих родственниках.

Вскоре Покорны перестал ориентироваться в десятках своих предков и решил «упорядочить» их в базе данных в компьютере. С помощью программы GenoPro он создал ветвистое генеалогическое древо, которое на данный момент охватывает XVIII век и насчитывает около 600 родственников. «Вот это я», - он показывает на экране маленькую точку внизу большого синего пятна, которое, если его увеличить, превращается в паука из связанных друг с другом окошек с портретами предков. Свою родословную вместе с архивными документами Покорны потом записал на DVD. И один из дисков он положил в сейф в банке. «Я потратил на это много времени, хочу, чтобы все это сохранилось для как можно большего числа поколений», - объясняет Покорны. По тем же причинам он записал на диск и файлы для установки программ, которые могут понадобиться будущим поколениям, чтобы посмотреть записанные данные. «В течение последних ста лет большинство людей воспринимали семью только как деда, бабушку, папу, маму, детей и собаку с кошкой. Но раньше люди гораздо лучше знали, кем были их предки, раньше вели хроники, это помогало понять, кем семья собственно является. Я считаю, это правильно», - добавляет пан Покорны.

В Чехии составление родового дерева в интернете стало популярным главным образом в последние три года. Если в 2008 году самой популярной генеалогической программой MyHeritage («Мое наследие») пользовались только около 65 тысяч чехов, сегодня эта цифра в шесть раз больше. «Процесс сильно упростил чешский вариант программы, а также оцифровка метрик», - говорит генеалог Бланка Ледницка (Blanka Lednická). То есть теперь онлайн можно найти примерно две трети всех метрик. «Больше не надо трать долгие часы на поездки в архивы, больше нет проблем из-за ограничения числа выдаваемых в один день книг и из-за определенных часов работы архивов», - поясняет Ледницка.

Портал MyHeritage в какой-то мере работает как социальная сеть, и у него есть одно неоспоримое преимущество – здесь бесплатно можно связать свою родословную с родословными других пользователей и с помощью одного клика добавить к своему генеалогическому древу, например, еще сотню предков. Сеть, которую девять лет назад в Израиле создала группа генеалогов-энтузиастов, сегодня по всему миру используют около 65 миллионов человек. Достаточно бесплатно зарегистрироваться, скачать программу для создания базы данных и потом с помощью очень понятного для пользователя интерфейса заполнить ее информацией, которую человек знает о своих предках. Кто хочет – на этом остановится. Но есть и другой вариант: записать все в свой онлайн-профиль и таким образом сделать эти данным доступными для всего мира. И потом программа уже сама ищет совпадения по именам, датам и местам рождения. «Если в вашей базе данных есть предок, похожий на предка кого-то еще, программа спросит вас, действительно ли это один и тот же человек. Потом вы можете с этим человеком, вашим «новым» родственником, связаться», - говорит Ледницка. Она сама таким образом нашла, например, родственницу в Канаде: «У нас общий предок по 1784 году. Еще одного родственника, через предка по 1796 году, я нашла у Телча. Когда мы встретились, выяснилось, что мы действительно похожи».

Столяры спустя три столетия


С порталом MyHeritage сталкивалась и 26-летняя журналистка Эва Давидова (Eva Davidová). «Полтора года назад мой папа отмечал пятидесятилетие, поскольку его всегда интересовали семейные связи и как архитектор он любит различные схемы, тете пришло в голову подарить ему генеалогическое древо», - рассказывает она. Вместе с бабушкой они тогда начали изучать семейные хроники и услышали и о MyHeritage. После создания родословной на сайте они «соединились» с целым рядом «новых» родственников и начали с ними переписываться – через сеть просто посылать сообщения. «Бабушка, например, таким образом выяснила, что недалеко от ее квартиры в Праге живет ее четвероюродная сестра», - рассказывает журналистка. Также удалось разыскать до сих пор неизвестного предка – столяра, жившего в XVIII веке, а только что найденные родственники даже отправили им его портрет. «Здесь есть ирония: эта профессия проходит сквозь всю историю нашей семьи, а мой брат, недавно даже не подозревавший об этих предках, уже несколько лет говорит, что хочет быть именно столяром», - рассказывает Эва.

Повторение семейных черт и особенностей – одна из причин, почему люди начинают создавать свои родословные. Когда, например, известно, что в семье систематически проявляется определенная болезнь, можно постараться избежать ее проявления у современного поколения.

После полутора лет поисков Давидовы собрали воедино семь поколений своей семьи – 136 человек. «Когда мы папе дарили это дерево, это был плакат два метра на метр. Отец был в восторге», - рассказывает Эва. Сегодня составление своего родового древа вовсе не требует времени, если кто-то не родится или не умрет. Но эту сеть молодая журналистка хвалит еще по одной причине: «Можно установить такие настройки, что на электронный почтовый ящик будут приходить напоминания о годовщинах свадьбы или о днях рождения. Это вещи, о которых мы часто забываем».

MyHeritage и аналогичные программы сегодня используют любители и генеалоги, зарабатывающие составлением родословных. Такие услуги могут стоить и 2 тысячи крон, и 20 тысяч крон (от 3 до 30 тысяч рублей – прим. пер.), в зависимости от сложности поиска. На слово «цифровая родословная» и на упоминание о возрастающем числе генеалогов-любителей традиционные специалисты по семейному наследию реагируют неоднозначно. «Для генеалогического исследования нужно образование, надо уметь читать старые шрифты и почерки, искать отдельные записи членов семей и составлять разного рода генеалогические графики», - сердится на MyHeritage Хелена Волданова (Helena Voldánová) из Чешского генеалогического и геральдического общества в Праге. Бланка Ледницка (Blanka Lednická) все видит не в столь драматичном свете. «Традиционным генеалогам не нравится процесс оцифровки данных, они опасаются, что их сфера деятельности и специальность измельчает», - говорит генеалог. Понятно, что, если полагаться только на программы, как MyHeritage, в родословной можно допустить ошибку. Однако у массовости есть и положительные стороны. «Я верю, что многих любителей это затянет настолько, что потом они пойдут искать источники не только в электронных метрических книгах, но и непосредственно в архивах. И эта специальность и область знаний только оживет», - заключает генеалог.