Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Да не откроется нагота твоя»

Почему нельзя разгуливать на людях в чем мать родила. Краткая история фигового листика

© REUTERS / Christinne MuschiСтуденческий протест в Монреале
Студенческий протест в Монреале
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В минувший вторник полиция Капитолия задержала трех участников акции протеста за то, что те разделись донага в приемной кабинета спикера Джона Бейнера. Демонстрантов обвинили в развратных действиях и непристойном поведении во время их участия в акции протеста против предлагаемого сокращения финансирования программы борьбы со СПИДом. Почему же демонстрация наготы на публике считается нарушением закона?

В минувший вторник полицейские у здания Конгресса США задержали трех участников акции протеста за то, что те разделись донага в приемной кабинета спикера Джона Бейнера (John Boehner). Демонстрантов обвинили в развратных действиях и непристойном поведении во время их участия в акции протеста против предлагаемого сокращения финансирования программы борьбы со СПИДом. Почему же демонстрация наготы на публике считается нарушением закона?  

 

Потому, что ее очень сложно не заметить и проигнорировать. «Принцип правонарушения», разработанный покойным политиком и философом права Джоэлем Файнбергом (Joel Feinberg), предлагает одну убедительную теорию, которая объясняет, почему демонстрация наготы является противозаконной. Файнберг утверждает, что для запрета каких-то действий или поступков не обязательно, чтобы они быть явно вредными. Чтобы их запретили, достаточно, если они просто вызывают у окружающих психологический дискомфорт или неприятное душевное состояние, например, чувство стыда, отвращения или беспокойства. Многие отвратительные и беспардонные действия и поступки, например, кто-то жует с открытыми ртом или не соблюдает гигиену, могут вызывать такую же неприятную реакцию, хотя и не являются противозаконными. Однако, по мнению Файнберга, демонстрация наготы обладает уникальной способностью – она приковывает наше внимание. Он писал: «Из-за неразрешенного конфликта между инстинктивными желаниями и культурными табу многие люди пребывают в состоянии неустойчивого равновесия и желания быть объектом всеобщего восхищения, и все это проявляется весьма противоречиво - в любой форме воспринимаемого намека на сексуальность». По мнению Файнберга, нас неотвратимо влечет к сексуальной многозначительности обнаженного тела, к таящемуся в нем намеку на что-то непристойное. А потом мы начинаем стыдиться нашей реакции. 

 

Во многих штатах демонстрация гениталий на публике полностью запрещена, а исключения лишь подтверждают предложенную Файнбергом теорию. В штате Орегон запрещена лишь демонстрация наготы «с целью возбуждения сексуального желания у самого человека или у кого-либо из окружающих». Другими словами, публичная демонстрация наготы разрешена лишь в тех случаях, если она не задумана для того, чтобы вызвать у окружающих мысли о сексе. Этот закон демонстрирует то, насколько неловко могут себя чувствовать люди, ощутив свою реакцию на наготу.  

 

Трудно сказать, почему нагота вызывает у нас психологический дискомфорт, но ясно одно – наше неприятие наготы является реакцией давней и, по всей вероятности, уходит корнями в религию. Применяя законы против непристойного поведения, некоторые судьи ссылались на Библию. Например, в 1877 году Верховный суд штата Индиана отметил, что «первым творением инженерного гения стали “опоясания из смоковных листов” у Адама и Евы. С помощью фиговых листков они старались скрыть от взглядов окружающих, т. е. от взглядов друг друга, то, что сейчас называется (тогда такого слова не было) «срамные органы»». Согласно общему праву Англии, публичная демонстрация наготы была запрещена, хотя она относилась к более общей категории правонарушений и квалифицировалась как непристойные действия наряду с супружеской изменой, прелюбодеянием и сквернословием. Бывший председатель Верховного суда США Уильям Ренквист (William Rehnquist) считал, что запрет на публичную демонстрацию наготы имеет «древние корни»».  

 

Теория Файнберга о табу на наготу является одной из множества других. Судьи апелляционных судов используют множество различных формулировок, как правило, применяя законы против заведений, в которых исполняются экзотические танцы. Например, судья Саутер (Souter) утверждал, что некоторые виды демонстрируемой на публике наготы можно признать противозаконными на основании «тлетворного влияния», которое они оказывают, и «вредных последствий», которые они вызывают, например, проституцию и сексуальное насилие. Инициаторы запрета на публичную демонстрацию наготы в Сан-Франциско озабочены тем влиянием, которое агрессивная и безудержная демонстрация наготы оказывает на деятельность расположенных по соседству фирм. Другие обеспокоены тем, что демонстрация наготы разрушает принципы общественной гигиены. Судья Скалиа (Scalia) считает некоторые выходки просто аморальными и приравнивает демонстрацию наготы к «садомазохизму, петушиным боям, зоофилии, самоубийствам, наркомании, проституции, содомии и гомосексуализму» (Скалиа письменно изложил свое отношение к публичной демонстрации наготы еще до того, как Верховный суд США отменил законы о содомии). 

 

Некоторые теоретики права заметили, что доводы Верховного суда США не столько согласуются с законами логики, сколько отражают чувство неловкости, которое сами судьи испытывают при виде наготы. Даже судья апелляционного суда 7-го судебного округа Ричард Познер (Richard Posner) утверждает, что «введение цензуры на эротику абсолютно нелепо», а то, что введение такой цензуры нашло повсеместное судебное одобрение, он объясняет тем, что судьи «это люди среднего или пожилого возраста», которые «с презрением относятся к поп-культуре».  

 

Сегодняшний арест обнаженных сторонников программы по борьбе со СПИДом продемонстрировал кое-что важное в самом явлении публичной демонстрации наготы: табу – это средство, которым могут пользоваться и власти, и протестанты. Нагота стала важным оружием в арсенале различных общественных движений. В некоторых случаях обнаженное тело это лишь объект, привлекающий внимание. Например, участники движения «Люди за этичное отношение к животным» (People for the Ethical Treatment of Animals) в своих рекламных плакатах использовали фотографии обнаженных знаменитостей для усиления эффекта. Для других людей обнаженное тело прочно ассоциируется с массажем. Члены правозащитной группы Act Up, принимавшей участие в протестной акции в минувший вторник, считают, что государственные и общественные деятели избегают разговоров о СПИДе, поскольку в процессе дискуссий могут быть затронуты такие неудобные темы, как секс и гомосексуализм. Поэтому акция, в рамках которой в кабинеты этих деятелей прорвались обнаженные протестанты, была спланирована для того, чтобы заставить этих деятелей взглянуть правде в лицо и задуматься о тех явления, которые считаются табу.