Создатель «Хоббита», «Истории Средиземья» и «Властелина колец» является одним из самых успешных писателей в истории. И, тем не менее, его внук Саймон Толкин говорит, что дед, как ему кажется, считал себя неудачником.
Нельзя сказать, что работы Толкина не пользовались успехом: к моменту смерти писателя «Хоббит» и «Властелин колец» были бестселлерами. По словам Саймона, та масштабная картина, с которой Толкин хотел познакомить мир – картина сложных внутренних земель, где «Хоббит» и «Властелин колец» были лишь маленькой частичкой, казалась непригодной для публикации. «Он произвел этот огромный массив, охватывавший все, - от истории богов до истории живых камней, - которые он назвал Сильмарилами. Это была великая работа, но она так и не увидела свет, несмотря на его настойчивые попытки добиться ее публикации».
«К тому моменту, когда я узнал его, деду было за 70. Мне кажется, что с точки зрения творчества он не был счастлив. Работа, которой он посвятил всю свою жизнь, оказалась в забвении, и понимание этого причиняло ему боль. Он знал, что к тому времени публиковаться ему было уже слишком поздно», - говорит Толкин-внук.
Эта задача выпала на долю отца Саймона Кристофера, который внимательно просмотрел рукописи и заметки Толкина-старшего. За два десятилетия после смерти отца он опубликовал «Сильмариллион», «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья» и «Историю Средиземья». «Огромная заслуга отца состоит в том, что он взялся за эту труднейшую задачу, - рассказывает Саймон. – Я помню, как к нему домой привозили целые ящики бумаг, и никто не мог усомниться в том, какой колоссальный объем работы ему предстоял».
«Мой дед работал над своим обширным проектом примерно 30 лет. Он начал эту работу, когда сидел в окопах в 1916 году. Очень печально, что ко времени ее опубликования он был уже мертв; но это значит, что люди, желающие понять «Средиземье», мир «Властелина колец» и «Хоббита», могут это сделать».
Похвалы Саймона в адрес отца - это довольно резкий поворот. Всего несколько лет тому назад он поссорился с Кристофером из-за планов Питера Джексона сделать из «Властелина колец» кинотрилогию. Толкин в 1968 году продал права на произведение за 10 тысяч фунтов стерлингов, чтобы заплатить налоги, и Кристофер был недоволен тем, что семья не имеет к фильмам никакого отношения и не получает от них финансовых дивидендов.
В то время об этой семейной ссоре много писали, но Саймон сегодня старается все сгладить. Похоже, они с Кристофером урегулировали свои разногласия (он даже посвятил отцу свою новую книгу). Тяжба между семьей Толкинов и кинокомпанией была улажена несколько лет тому назад, и это позволило снять первый фильм про хоббита «Хоббит: нежданное путешествие», который выйдет в прокат в декабре. «Между отцами и детьми всякое случается», - это все, что он захотел сказать на данную тему.
«Сейчас я вижу отца часто, особенно учитывая то, что он живет во Франции, а я в Калифорнии».
С точки зрения Саймона, проблема с фильмами не в том, как в них представлено произведение его деда (хотя он считает, что первая картина из трилогии «Властелин Колец» была лучше остальных), а в том, что из-за них средства массовой информации ввели семью Толкинов в пантеон мега-знаменитостей. «Когда я был маленький, люди уже читали книги моего деда, но я бы не назвал это решающим фактором нашей семейной жизни», - говорит он.
«Все изменилось, когда вышли фильмы. Они стали мощным мировым хитом, и куда бы ты ни поехал, имя Толкина что-нибудь да значило».
Это повлияло на жену Саймона Трейси и на их 22-летнего сына Николаса. Трейси говорит, что мальчика дразнили в школе «хоббитом», когда слава прадеда стала общемировой. Однако насчет своей 10-летней дочери Анны Саймон не беспокоится. «Она очень гордится тем, что является родственницей Джона Рональда Руэла Толкина, и кроме того, в Америке, где проходит ее детство, люди чувствуют себя вполне комфортно, когда у них есть знаменитые родственники», - заявляет он.
Для Саймона слава Толкина долгое время означала, что он мог чувствовать себя «только внуком». Он учился в Оксфорде, где его дед преподавал английский язык и литературу, а отец работал научным сотрудником в Нью-Колледже. Саймон стал адвокатом, хотя втайне хотел быть писателем. «Быть внуком Толкина сложно – это мешало мне писать. Я обнаружил, что у внука такого гения масса препятствий; я думал, что не смогу сделать ничего творческого и художественного, потому что мне до него было далеко».
Саймон только что опубликовал свой третий роман. Это приключенческая книга, действие которой происходит в годы Второй мировой войны, что очень отличает ее от фантастического мира Средиземья. Но в детстве Саймон был очень близок с дедушкой и бабушкой.
«Я был единственным ребенком, и мои родители развелись, когда мне было пять лет. Я жил с матерью в небольшой деревушке неподалеку от Оксфорда, и много времени проводил с дедушкой и бабушкой. А потом, когда дед вышел на пенсию и они переехали в Борнмут, я ездил к ним в гости».
«Мой дед был очень терпеливым и упорным человеком, а также очень любящим, и мы провели вместе много радостных и счастливых часов. У меня были двоюродные братья и сестры, были брат и сестра по отцу, но я уже был довольно взрослый, чтобы самостоятельно ездить к деду с бабушкой на поезде».
Впервые Саймон взялся за перо лишь 13 лет назад, когда ему было 40 лет. Он говорит, что пытался стереть с себя клеймо внука Толкина, стать самостоятельным, но как это ни парадоксально, фамилия открывала ему двери кабинетов литературных агентов и издателей. «Они были бы счастливы, если бы я писал в жанре фэнтези, потому что продавать книги с фамилией Толкин гораздо легче. Но я хотел писать триллеры».
Он говорит, что рассказы деда вдохновили его на создание нескольких сюжетов, и что творческий ум Толкина-старшего помог ему в написании собственных произведений.
«Я даже не помню, чтобы он читал мне когда-нибудь, хотя сам я прочитал и «Хоббита», и «Властелина колец» в довольно юном возрасте, и они мне понравились, - рассказывает Саймон. – Я постоянно расспрашивал его о фабулах и сюжетах, которые были у него в планах. Дед очень терпеливо объяснял мне, что еще замышляют маги и драконы, о которых он писал, что еще происходит в их мире».
«От других писателей фэнтези деда отличала глубина и реальность его мира. Он рассказывал, что изобретал языки, прежде чем писать свои истории, так что он действительно создавал новые миры с самого основания».