В ноябре Британия приобщилась к русской культуре, причем каждый мог делать выбор в соответствии со своими интересами и предпочтениями. Среди мероприятий месяца были фильмы различных российских режиссеров, гастроли знаменитого российского театра, драматическая постановка на основе политического и правового скандала в России, художественная выставка и выставка фотографий русского театра.
На прошлой неделе The Moscow Times сообщала о выставке 18 художников в галерее Саатчи, которая проходила под названием «Веселье — главная особенность Советского Союза». Но было еще много чего другого.
Кино- и театральный режиссер Андрей Кончаловский, начинавший свою карьеру полвека тому назад учеником у великого Андрея Тарковского, с опозданием отметил свой 75-летний юбилей ретроспективным фестивалем собственных фильмов в разных городах, лекцией в Оксфорде и мастер-классом в Кембридже. Среди показанных картин были «История Аси Клячиной» (1967 г.), «Дядя Ваня» (1970 г.), «Сибириада» (1979 г.), «Глянец» (2007 г.) и «Щелкунчик и Крысиный Король» (2010 г.). В показ также включили некоторые голливудские картины режиссера, такие как «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински, Китом Кэррадайном и Робертом Митчамом в главных ролях, и «Поезд-беглец», где главную роль исполняет Джон Войт.
Читайте также: Популярная культура - куда мы идем?
Кроме Кончаловского на российском кинофестивале в Лондоне были представлены работы двух с лишним десятков современных режиссеров. Это был широкий спектр – от документальных фильмов и экспериментальных работ до кинокартин основного направления. Из полного перечня названий, который был опубликован на сайте фонда Academia Rossica, я бы выделил «Жить» Василия Сигарева, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Дирижера» Павла Лунгина и «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова.
Между тем, в другом конце города в театре Ноэля Кауарда на шесть дней поселился театр имени Вахтангова со своей получившей не одну награду постановкой «Дядя Ваня». Как отметила на сайте One Stop Arts Кейт Мейсон (Kate Mason), «этот «Дядя Ваня» не похож на уютного Чехова, чьи пьесы стали в Британии самыми любимыми, с их чаепитиями, пустыми разговорами и удушающей скукой сельской буржуазии. У режиссера Римаса Туминаса нет ни самоваров, ни вышитых салфеточек».
Но при этом отзывы весьма неоднозначные. Даже те, кто оставил свои комментарии под негативным обзором Дэвида Найса (David Nice) на ArtsDesk.com, не преминули обменяться резкими выпадами, причем некоторые нашли спектакль «самоублажающим» и «непростительно скучным», а другие «невероятным».
«Почему люди, пишущие обзоры Чехова, не могут воспринимать ничего, кроме реализма? – спросил один безымянный комментатор. – ArtsDesk должен найти кого-то другого – я этому критику больше не доверяю!»
Также по теме: Почему ценители культуры могут возвысится над острыми политическими проблемами
Ноа Беркстед-Брин (Noah Birksted-Breen) за последние семь лет предпринял неимоверные усилия для того, чтобы познакомить Лондон с современным русским театром. Его театр «Спутник» ставил англоязычные, а иногда и мировые премьеры работ заметных новых драматургов, таких как Юрий Клавдиев, Наталья Мошина, Ярослава Пулинович и других. За прошедшие три недели ноября Беркстед-Брин представил свою последнюю работу, политически заряженную драматическую постановку «Один час восемнадцать минут» Елены Греминой, которая была показана в Лондоне в театре «Диорама».
«Один час восемнадцать минут» это рассказ о гибели в тюрьме российской юриста Сергея Магнитского. Он составлен из интервью с многочисленными людьми, окружавшими Магнитского, и из сообщений прессы, которые появлялись в то время, когда его в ноябре 2009 года бросили умирать в тюрьме от панкреатита. Первую версию пьесы Гремина написала в начале 2010 года, вскоре после смерти юриста. В нынешнем лондонском показе Беркстед-Брин использовал обновленный и расширенный сценарий, по которому в Москве сейчас идет премьера.
Многие рецензенты и комментаторы отмечают важность пьесы как акта гражданской сознательности и общественной совести. Том Стоппард (Tom Stoppard) после просмотра пьесы 20 ноября отметил, что без усилий СМИ, благодаря которым имя Магнитского остается в новостях, «это дело было бы забыто и к данному моменту стало бы уже полустертым воспоминанием».
Читайте также: Экспорт британской культуры
Фотограф Кен Рейнольдс (Ken Reynolds) открыл в середине ноября в Пушкинском доме в Лондоне выставку своих замечательных фотографий «Русский театр во время представления». В ознакомительном материале на сайте Пушкинского дома написано, что среди экспонатов есть снимки, сделанные во время репетиций и спектаклей, но нет ни одного из фотосессий. Снимки неизменно делаются с одной точки с использованием черно-белой пленки, и всегда без вспышки.
У Рейнольдса особый талант на текстурные изображения, и он проявляется в лучших его фотографиях, в которых используется зернистость высокочувствительной пленки для того, чтобы передать душу театрального представления. Его фотографии часто дают возможность глубоко заглянуть в экспрессивное, замершее действие, где актеры летят, кружатся, падают, задыхаются или смеются. На этой выставке представлены фотографии из спектаклей Льва Додина, Камы Гинкаса, Генриетты Яновской, Дмитрия Крымова, Бориса Юхананова и еще девяти выдающихся режиссеров. «Додин и Гинкас представлены лучше всего», - написал мне фотограф по электронной почте. Выставка продлится до 21 декабря.
И наконец, немного не в тему я с удовольствием сообщаю о том, что грузинского режиссера Роберта Стуруа восстановили в должности художественного руководителя театра им. Руставели в Грузии. Здесь есть британская связь, но не только из-за того, что Стуруа часто работал в Лондоне, а потому что он – один из наиболее полно представленных режиссеров на выставке Рейнольдса. Русская связь здесь в том, что в Москве Стуруа работал еще больше, чем в Лондоне. После увольнения из театра Руставели в августе 2011 года из-за ссоры с президентом администрации Михаила Саакашвили Стуруа работал главным режиссером в московском театре Et Cetera.
Как сообщается на сайте Lenta.ru, Стуруа также станет руководителем собственного маленького театра, который он откроет в январе спектаклем «Мария Каллас» Теренс Макнелли.