Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

LNG-терминал: диверсификация или профанация?

© Фото : Fotolia, Andrei MerkulovТрубопровод
Трубопровод
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Холодная газовая война между Украиной и Россией в последнее время приобрела неожиданные формы. 26 ноября вблизи нефтяного терминала «Южный» на черноморском побережье Украины помпезно дан старт проекту по сооружению терминала для приема сжиженного газа.

Холодная газовая война между Украиной и Россией в последнее время приобрела неожиданные формы. 26 ноября вблизи нефтяного терминала «Южный» на черноморском побережье Украины помпезно дан старт проекту по сооружению терминала для приема сжиженного газа. В частности, начато строительство отводного газопровода от ГТС, длина которого должна составлять 65 км, стоимость – 1,15 млрд грн. Исполнителем работ будет структурное подразделение Укртрансгаза.
 
Однако дело этим не ограничилось, и Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами, возглавляемое Владиславом Каськовым , Министерство энергетики и правительство заявили о подписании соглашений с известной американской компанией Excelerete Energy LP об аренде плавучего завода по регазификации (с помощью Украины сможет импортировать до 5 млрд. м3 голубого топлива в год), а также с не менее известной испанской Enagas SA (которая была представлена ​​журналистам как структурное подразделение Gas Natural Fenosa, хотя на самом деле с середины 2000-х годов таковой не является). Названы фамилии подписантов: старший вице-президент Excelerete Energy LP Эдвард Скотт и генеральный директор по внешним связям Gas Natural Fenosa Джорди Гарсиа Табернеро.
 
Однако с подачи российских «Ведомостей» была растиражирована реакция Gas Natural Fenosa о том, что она никоим образом не причастна к консорциуму по строительству терминала, ничего не подписывала, даже «не рассматривает такой возможности и никакие ее представители не работают над этим проектом на Украине».
 
Реакция ведомства Каськова оказалась более чем странной. Вместо того чтобы прояснить ситуацию, оно попыталось взять свои слова обратно с использованием абсурдных и путаных сентенций о том, что «агентство, в отличие от обнародованной информации, напоминает о длительном партнерстве Национального проекта «LNG-терминал» и компании Gas Natural Fenosa Engineering (Socoin), поскольку именно она осуществляла разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта (...) представители Gas Natural Fenosa – господин Томас Раукауф, глава немецкого представительства Gas Natural Europe, и господин Джорди Сарда Бореи, который поставил подпись под сегодняшним соглашением, принимали участие в координационной встрече потенциальных партнеров проекта «LNG-терминал» во время встречи YES в Ялте 15 сентября»...
 
То есть, судя по ответу, подпись под соглашением поставил не заявленный ранее гендиректор по внешним связям Gas Natural, а загадочный Джорди Сарда Бореи, никакой информации о котором в интернете нет. Интересно также, что на сайте Gas Natural Europe отсутствуют какие-либо сведения о подразделении этой компании в Германии, руководителем которой представился Томас Раукауф. Зато есть информация о подразделениях в шести других странах, включая Молдавию. Наконец, показательным является и тот факт, что как аргумент в подтверждение участия испанской компании в консорциуме по строительству терминала называется уже завершенное сотрудничество с Gas Natural Fenosa по разработке ТЭО этого проекта(!).
 
Сейчас неопровергнутыми фактами является начало строительства подводного газопровода и договоренности об аренде плавучего завода по регазификации газа у американцев, который может начать работать (правда, тоже, если верить министру энергетики Юрию Бойко) с лета следующего года. Почему этого показалось мало и зачем к этим (в случае их реальности) мощным информационным поводам решили добавить профанацию соглашения о создании консорциума по строительству стационарного терминала с известной европейской компанией?
 
Возможно, все связано со стремлением подогнать действительность под желаемую картинку. Так, еще в конце октября Юрий Бойко заявил, что Украина начнет строительство LNG-терминала «на месяц раньше, чем Россия – «Южного потока». Старт последнего (который считается основным инструментом давления на Киев, чтобы сделать его более сговорчивым в вопросе сдачи отечественной ГТС Газпрому) был анонсирован российским монополистом на декабрь. Между тем с инвесторами стационарного терминала, вероятно, возникли проблемы. Так, сначала датой начала его строительства называли 15 ноября, однако затем его отложили до 26 ноября. А дальше по выраженной выше логике Юрия Бойко тянуть было нельзя.
 
Другой важный вопрос: если профанацией является лишь соглашение с испанской компанией по сооружению стационарного терминала, то зачем было так рисковать, дискредитируя реалистичность терминала как такового. Ведь не было бы никакой проблемы, если бы арендованный плавучий завод простоял даже 10 – 15 лет, а через год-два после начала его работы, в случае успешных результатов и невозможности найти инвестора для стационарного терминала, к нему можно было бы подключить еще один или два таких же, доведя совокупную мощность до нужных 10-15 млрд м3 газа в год.
 
Пока не будет дан четкий ответ на вопрос, что же произошло 26 ноября и с кем и на каких условиях подписано соглашение по проекту LNG-терминала, под сомнение ставится большинство других заявлений о продвижении на пути диверсификации источников голубого топлива в Украину, о которых последнее время заявляли представители нашей власти: от реальности 5 млрд м3 газа реверсных поставок из Германии до уменьшения объемов его потребления путем замены углем и ожидаемого выхода на первое место среди причерноморских стран по добыче газа на шельфе в 2015-м.
 
В этом контексте показательным является тот факт, что за неделю до и непосредственно 26 ноября Каськив решил нанести превентивный удар. Отметив, что 26 ноября «можно считать Днем энергетической независимости» Украины и многим это не нравится, он заявил, что ждет «большую и целенаправленную кампанию по дискредитации этого проекта, но мы к этому готовы». Однако оказалось, не готовы. Если обнародованная информация действительно была составляющей «кампании по дискредитации», то стоило бы лишь обнародовать на сайте Госагентства по нацпроектам четкое опровержение этой «дезинформации». Однако этого не сделали.
 
Зато после резонанса в СМИ куратор нацпроекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк фактически признал, что подписание соглашения Бореи (который у него стал Бонвехи!) все-таки было вынужденной имитацией, а сообщенная журналистам правительством и Владиславом Каськовым информация фактически изначально не соответствовала действительности. В частности, по словам Демьянюка, Бореи-Бонвехи даже не работает в Gas Natural, а является только «профессиональным коммерческим представителем, представляет интересы Gas Natural, Enagas, других испанских компаний», который должен организовывать визит официальных лиц Gas Natural в Украину и сопровождать их во время церемонии. Однако после того, как те не приехали (а должны были?), «Решил, что может сам подписать соглашение, подтвердив полномочия позже... И оказалось, что Бонвехи фактически превысил полномочия». Однако это лишь иллюстрирует или полный непрофессионализм и неосведомленность украинских чиновников о ситуации на низших уровнях, или о целенаправленной дезинформации ими журналистов и граждан.
 
История с украинским LNG-терминалом во многом напоминает имитацию бурной деятельности в лучших комсомольских традициях. Главной темой последнего номера Тыжня является именно поиск ответа на вопрос, почему современная Украина болеет «синдромом комсомольца».
 
Перевод: Антон Ефремов.