Вероятно, Индия получила звоночек о том, что ей пора начать всерьез относиться к растущей проблеме загрязнения. В докладе, опубликованном на этой неделе Тель-Авивским университетом, говорится, что в индийских мегаполисах загрязнение усиливается быстрее, чем в городах классического восточного экологического злодея - Китая. Согласно этому исследованию, с 2002 по 2010 год в Бангалоре уровень загрязнения воздуха вырос на 34% - второе место в мире, а в других индийских городах, включая Пуну, Мумбаи, Нагпур и Ахмедабад, загрязнение также показало прирост, выраженный двузначной цифрой (в процентах). Поскольку измеренное загрязнение отражает сочетание промышленных частиц и частиц, связанных с погодой, - типа пыли, невозможно сказать, является ли проблема целиком и полностью результатом человеческой деятельности. Однако тот факт, что в ходе последнего десятилетия население Индии росло быстрее, чем население Китая, означает, что воздух индийских городов будет загрязняться быстрее, чем очищаться.
Кажется несправедливым, что в Китае новости относительно лучше индийских как в том, что касается обеспечивающего рабочие места промышленного сектора, так и в том, что касается загрязнения. В китайских городах оно тоже растет - просто не так быстро. Однако никто в Индии поступившей информацией шокирован не был. Это моя первая зима в Нью-Дели, однако все говорят мне, что для этого времени года «нормально», что индийская столица погружается в смог. Но как смог может быть нормальным? Причем смога столько, что я получаю смс со спамом о том, как аюрведой лечить астму. Когда начинается зима, более низкие температуры и безветрие ежегодно приносят в город дымку, однако вездесущая мгла, покрывшая саваном город в течение первых недель ноября, вызвала больше беспокойства, чем обычно, и не только у меня. По информации исследователей индийского Центра науки и окружающей среды, уровень вдыхаемых взвешенных частиц в середине ноября был на 47% больше, чем в прошлом году, а содержание двуокиси азота в атмосфере - на 57%.
Власти встали в позицию обороны, и не зря. Главный министр Нью-Дели Шейла Дикшит (Sheila Dikshit) заявила, что государство поручило одному из лучших университетов страны изучить причину сильного смога в этому году, а также предложило ряд быстрых мер по очистке воздуха, типа ограничения использования дизель-генераторов и запрета на въезд в город грузовиков, следующих не в Нью-Дели. Она также возложила вину на горящую солому в соседних штатах Харьяна и Пенджаб. Власти штатов отвергли эти обвинения, справедливо указав на то, что если бы такая проблема имелась, они бы тоже были покрыты смогом.
Серый кокон, обволакивавший город в начале ноября, сейчас ушел, что означает, что мы можем видеть небо. Это приятная перемена. Однако он вернется. В исследовании Йельского и Колумбийского университетов, опубликованном в начале этого года, Индия занимает последнее место в списке из 132 стран, ранжированных по качеству воздуха и воздействию его на здоровье человека. Из-за неэкологичных автомобилей и сильной зависимости от угля в стране крайне серьезный уровень взвешенных частиц в воздухе, что приводит к респираторным инфекциям, и проблема наблюдается как в таких крупных городах, как Нью-Дели, так и в более мелких городах по стране.
«В это время года всегда увеличивается число случаев заболеваемости респираторными инфекциями, частично из-за ухудшения качества воздуха, а частично из-за сезонных изменений», - говорит доктор Чхабра (S.K. Chhabra), глава отделения кардиореспираторной физиологии в Институте грудных заболеваний имени Валлабхаи Пателя в Нью-Дели. Он говорит, что за последние недели к ним поступило много пациентов с астмой и бронхитом, а также сердечных больных с ангиной, которая осложняется пониженным уровнем кислорода в воздухе из-за сильного загрязнения. Люди с уже имеющимися болезнями легких или сердца, курильщики, дети и пожилые особенно подвержены заболеваемости. "Когда подуют ветра, случаи болезни станут реже".
Правительство Нью-Дели предпринимало меры в прошлом с целью ограничить уровень загрязнения, типа изгнания из города транспортных средств, работающих на природном газе, для ограничения выбросов, строительства метро для поощрения общественного транспорта и сокращения численности проходящего через город коммерческого транспорта. На прошлой неделе Центр науки и окружающей среды призвал чиновников делать больше - усилить проверку выбросов для частных и коммерческих транспортных средств, запретить жечь костры в городе и начать использовать систему оповещения о смоге, которая позволит жителям знать, когда уровень загрязнения особенно опасен. Ранее в этом месяце город анонсировал, что расширит мониторинг, установит по городу электронные панели с информацией о чистоте воздуха и выпустит предупреждения о смоге и вреде для здоровья. Об этом сообщает Hindustan Times.
Эти меры доказали свою эффективность в других городах. Я росла в 80-е годы в Лос-Анджелесе, и у нас постоянно были «дымные дни», когда государственные школы отменяли уроки физкультуры, потому что власти города говорили, что детям в такие дни на улице быть не полезно. Лос-Анджелес изменил ситуацию с экологией посредством сочетания гражданского активизма, лучших технологий и лучшего контроля. Сигналы тревоги были отличной мерой по сохранению здоровья населения, но и не только. Они напоминали о том, что сильное загрязнение воздуха, даже если оно в пределах нормы, не является нормальным. Они также напоминали гражданам о том, что если власти не делают все возможное, чтобы улучшить ситуацию, они не делают своей работы. Если уж индийский частный сектор может регулярно мне слать смс об аюрведических лекарствах против астмы, то я могла бы получать и предупредительное оповещение от правительства, которому я плачу налоги, о том, что текущий уровень загрязненности воздуха может вызвать приступ астмы.