Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каталония как остров Утопия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Футбол и политика, казалось бы, две несовместимые вещи. То же думали болельщики футбольного матча на Camp Nou, не подразумевая даже, что спустя несколько часов фотографии этого матча разлетятся в газетах по всей Испании.

Футбол и политика, казалось бы, две несовместимые вещи. То же думали болельщики футбольного матча на Camp Nou, не подразумевая даже, что спустя несколько часов фотографии этого матча разлетятся в газетах по всей Испании.

Надпись на футбольном стадионе «Catalonia is not Spain» («Каталония не Испания»), тут же вызвала критику в испанской прессе.
 
Эдакий крик каталонской души. Или же — отличный рекламно-политический ход. И не иначе как на матче el clasico «Мадрид» — «Барса», зрительская аудитория которого превышает несколько миллионов человек по всему миру. Своеобразная игра символов двух городов-антиподов.
 
Интересно об этом писал социолог Норберт Элиас. По его словам, футбол стал частью невидимой войны в обществе. Но не столь страшна политизация футбола, сколь футболизация политики. Только взгляните, как легко футбол отобразил контр-настроения Испании. Идеальный пример сопоставления двух символов «Реала» и «Барсы» — Мадрида и Барселоны, негласного исторического соперничества за право главенствовать в Испании.
 
Два города-антипода — это два противоположных символа не только футбольных команд, но и политических. Барселона представляет политическую оппозицию центризма, а центризм — это полное олицетворение Мадрида. Вот такую футбольно-политическую игру закрутили на последнем матче el clásico на Camp Nou.
 
Не совсем ясны причины такого резкого желания Барселоны провести границу между Каталонией и «остальной» Испанией. Аргументируют они это так: «Виною то, что нас не любят». Тут, конечно, любой житель Испании вам воскликнет: а за что их любить, если они так кичатся своей принадлежностью именно к каталонской культуре, демонстративно говорят по-каталонски в любом другом регионе и кривят нос, когда с ними говорят на кастильском (официальном языке), делая вид, что не понимают. Они считают себя элитой испанского общества, колыбелью испанского искусства, единственными, кто приносит доход государству.
 
Так называемое «второе место» по значимости после Мадрида сидит у них занозой. А тут вроде как и кризис — повод придумать красивую сказку о богатой Каталонии и бедной, малообразованной, бескультурной Испании.
 
Писатель Игнасио Видаль-Фольч пишет в ведущей испанской газете El país о том, что плохие времена приводят людей к мечтам о лучшем, а в данном случае, об идиллическом райском уголке. Но куда же ехать, если в любой точке мира свои беды. Если есть работа, то климат нехорош; неплох климат, да религия не подходит; религия не перечит привычке жить, да условия существования никудышные и т.д. Куда податься? Ведь другой планеты еще не открыли. Тогда почему бы не придумать свой остров Утопия — по Томасу Мору. Отделиться прекрасной и самодостаточной Каталонии от кризиса Испании.
 
Хороша сказка, да законы писаны. Отделение Каталонии от Испании было бы полным фиаско для демократии страны, которая пять веков сосуществует с различными народами на испанской земле. Попытка Каталонии стать независимой, может быть, в какой-то степени и помогла бы бороться с экономическим кризисом, но этнический кризис последовал бы вслед за ним.
 
Национальная раздробленность проходила бы границей не только между городами, но и районами, улицами, домами, где люди, принадлежащие к одному или другому этносу, перестали бы разговаривать между собой. Столкновения в одном баре, магазине могли бы привести к физической агрессии.
 
И это кульминация развития испанского общества, которое за последние тридцать лет сделало огромный скачок из стран третьего мира в восьмерку ведущих стран мира? Из страны эмигрантов — в пристанище иммигрантов. Из страны франкистских взглядов в одну из самых либеральных стран Европы. Из голодной страны — в лидер мировой гастрономии. Сокрушительное сопоставление графа Франциско де Серта заставляет тут же задуматься, не шагаем ли мы назад. Безобидная, по сути, мечта об Утопии, могла бы разрушить все политические и культурные достижения страны.
 
Апокалипсис испанской культуры пока не предвидится. Референдум господина Артуро Маса потерпел полное фиаско. Мас не получил абсолютного большинства на региональных выборах, но даже если бы ему удалось их заполучить, вероятность отделения Каталонии крайне мала. По законам испанской конституции власть принадлежит действующей партии центристов. Победа остается за Мадридом.