Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Турция фокусируются на экономических связях

© REUTERS / Osman OrsalПрезидент России Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Президент России Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Турция попытались уладить свои разногласия вокруг Сирии в ходе саммита, на котором дипломатические споры между двумя странами отошли на второй план по сравнению с укрепляющимися экономическими отношениями. Во встрече в Стамбуле участвовали российский президент Владимир Путин и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Россия и Турция попытались уладить свои разногласия вокруг Сирии в ходе саммита, на котором дипломатические споры между двумя странами отошли на второй план по сравнению с укрепляющимися экономическими отношениями.

Во встрече в Стамбуле участвовали российский президент Владимир Путин, считающийся одним из важнейших союзников дамасского режима, и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган – один из самых яростных противников сирийских властей.

На пресс-конференции г-н Путин обрушился на идею Турции разместить на границе с Сирией натовские ракеты Patriot во избежание удара химическим оружием, но при этом подчеркнул, что по Сирии между двумя странами существуют только тактические разногласия.

«По тому, какой ситуации мы должны достигнуть в Сирии, наши позиции… совпадают», - заявил он, хотя его собственный пресс-секретарь говорил, что падение президента Башара Асада – то, чего добивается г-н Эрдоган, – может удвоить приток сирийских беженцев в Турцию.

Читайте также: Атомная Турция под российским соусом


Еще одним знаком примирения стало то, что обе стороны перед встречей заявили о своем нежелании обсуждать октябрьский инцидент, в ходе которого Турция арестовала российский груз на борту направлявшегося в Дамаск самолета. Москва утверждает, что рейс «Сирийских авиалиний» вез радиолокационную аппаратуру для воздушной обороны.

Турецкие официальные лица надеются, что они смогут убедить Россию изменить курс в вопросе о поддержке Дамаска. На прошлой неделе г-н Эрдоган назвал позицию Москвы ключевой.

Однако пока на сдвиги ничто не указывает. «Путин и Эрдоган занимают прямо противоположные позиции, причем, они оба понимают это. Я не вижу, как ситуация могла бы измениться, - утверждает Георгий Мирский, эксперт по Ближнему Востоку из московского Института мировой экономики и международных отношений. – Путин не может отступить – иначе это будет выглядеть как низкопоклонство перед Америкой».


Вместо этого лидеры делали упор на укрепляющиеся экономические связи между Россией и Турцией. Они подписали ряд двусторонних экономических соглашений и упомянули проект строительства Россией первой турецкой атомной электростанции.

За последнее десятилетие, в течение которого г-да Эрдоган и Путин встречались 30 раз, объем торговли между их странами вырос в 7 раз и достиг в прошлом году 30-ти миллиардов долларов, а в этом может дойти до 35 миллиардов. В основном это связано с зависимостью Турции от российского газа. Россия остается крупнейшим поставщиком газа в Турцию.

Также по теме: Для России Турция важнее Сирии

«В настоящий момент в турецко-российских отношениях присутствует взаимная зависимость, хотя в ближайшие десятилетия она может ослабнуть, - считает профессор Уильям Хейл, историк турецкой внешней политики. – В области природного газа Турция зависит от России, но при этом для русских она тоже – крайне ценный покупатель, от которого нельзя отказываться».

Эти отношения продолжают расширяться. На прошлой неделе ряд частных турецких компаний заключил 30-летние контракты с российским энергетическим гигантом Газпромом. Год назад Анкара разрешила Газпрому провести через территориальные воды Турции газопровод «Южный поток». Российский Сбербанк также приобрел за 3,9 миллиарда долларов DenizBank – быстро растущий турецкий финансовый институт.

Зависимость Турции от российских нефти и газа может дополнительно вырасти из-за односторонних санкций США, нацеленных против закупок энергоносителей у Ирана. В последнее время турецкие министры заявляют, что главный нефтеперерабатывающий завод в стране, вероятно, снизит импорт иранской нефти, подпадающей под американский режим санкций, на 20%, а нехватку может помочь компенсировать Россия.

Американские сенаторы также подавляющим большинством голосов поддержали идею распространить энергетические санкции и на иранский газ, главным рынком для которого остается Турция.

На встрече в Стамбуле г-н Эрдоган отозвался об этом в вызывающем тоне. «Когда [американцы] говорят, что мы должны следовать санкциям, мы отвечаем, что не можем, так как речь идет о вопросе стратегической важности», - заявил он.

Тем не менее, Турция уже отказывалась следовать предыдущим односторонним санкциям, однако в итоге подчинилась им, столкнувшись с наказанием за их несоблюдение.