В иностранных делах центральная проблема для Обамы заключается в том, как отвоевать те позиции в вопросах формирования американской политики национальной безопасности, которые он в последние годы утратил. С исторической и политической точки зрения, в американской системе разделения властей наибольшей свободой для осуществления решительных действий в иностранных делах обладает президент. Страна считает, что именно он отвечает за безопасность американцев в нашем все более неспокойном мире. На него смотрят как на человека, определяющего цели, которых Соединенные Штаты будут добиваться посредством дипломатии, экономических рычагов, а в случае необходимости и методами военного принуждения. А мир в целом видит в нем достоверный голос, которым говорит Америка.
Конечно, президент - не диктатор. Правом голоса обладает Конгресс. Есть такое право и у общества, есть оно у влиятельных кругов и у внешнеполитических лоббистов. Роль Конгресса в объявлении войны особенно важна не тогда, когда США становятся жертвой нападения, а когда Америка сама планирует вести войну за границей. Поскольку Америка является демократией, поддержка общества президентским решениям в сфере внешней политики чрезвычайно важна. Но ни у кого во власти и за ее пределами нет такого авторитетного голоса, как у президента, когда она сначала говорит, а потом начинает решительно действовать в интересах Америки.
Читайте также: Почему Барак Обама не должен посещать Россию
Это верно даже в условиях присутствия решительно настроенной оппозиции. Даже когда некоторые лобби заручаются в Конгрессе поддержкой для своих иностранных клиентов, выказывая неповиновение президенту, многие конгрессмены тихо и спокойно заявляют Белому дому о своей готовности поддержать его, если он будет твердо и решительно отстаивать «национальные интересы». А президент, способный поступать так открыто, заводя при этом друзей и союзников на Капитолийском холме, может создать себе столь мощный и грозный авторитет, что вступать с ним в конфронтацию станет нецелесообразно с политической точки зрения. И именно это нужно сейчас сделать Обаме.
Один шаг, который он может сделать незамедлительно для укрепления своих позиций, это назначить такого госсекретаря, который будет пользоваться мощной поддержкой обеих партий. В сегодняшней политической атмосфере с ее глубокой поляризацией Обама получит серьезное влияние и поддержку, если подумает о кандидатуре республиканца с умеренными внешнеполитическими взглядами. Естественно, если он выберет на этот пост демократа, то это должен быть человек, пользующийся в Конгрессе уважением у обеих партий.
Еще до сбора своей новой команды Обаме надо внимательно подумать о программе действий на второй президентский срок. Какое наследие хочет он оставить после себя? И здесь знать, что не нужно делать, не менее важно, чем знать, что надо делать. Президент, стремящийся к признанию в качестве мирового лидера, не должен лично излагать внешнеполитические цели, красноречиво брать на себя обязательства по их достижению, а потом уступать свои позиции, столкнувшись с твердой оппозицией. Суть здесь в следующем: успех Обамы будет зависеть от того, насколько решительно и серьезно он настроен – будь то отношения с враждебным Путиным, со все более самоуверенным руководством стремительно усиливающегося Китая, с изворотливыми и непонятными иранцами или с так называемым мирным процессом между Израилем и Палестиной. Авторитет и уверенность идут рука об руку.
Также по теме: Иран должен стать для Обамы безотлагательным приоритетом
Например, что касается израильско-палестинской проблемы, то печальный факт состоит в следующем: при трех последних президентах американская политика была либо искренней, но беззубой, либо просто циничной. Голосование в Организации Объединенных Наций по вопросу палестинской государственности, когда США, несмотря на настойчивые усилия, сумели заручиться поддержкой всего восьми государств из 188 голосовавших, знаменует собой драматичное снижение уважения и доверия к способности Америки решать вопрос, который сегодня вызывает нравственную обеспокоенность, а завтра может стать взрывоопасным. Таковы последствия ослабления межпартийного консенсуса в вопросах американской внешней политики и усиливающегося влияния лоббистов. И это подчеркивает необходимость напористого руководства президента в вопросах внешней политики и национальной безопасности.
Сталкиваясь с трудными вызовами внешней политики, президент имеет великолепную возможность воспользоваться двумя важными моментами своего правления. Один наступает на первом году президентства, потому что к четвертому году достигнутый успех сотрет те недостатки, которые были ранее. В случае переизбрания на первом году второго срока появляется еще одна удачная возможность, потому что на сей раз высшим судьей президенту будет история, а не общество. Обама продемонстрировал глубокое интеллектуальное понимание новых вызовов, с которыми Америка сталкивается на мировой арене. И у него сейчас появляется великолепный и невиданный ранее шанс сформировать то, что историки назовут его наследием.