Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Удар в мягкое подбрюшье России

© Фото : Fotolia, Evgeny AtamanenkoНаркотики
Наркотики
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После выхода США из Афганистана Средняя Азия может рухнуть. Россия с ужасом следит за опасной ситуацией. Москва опасается дестабилизации и в спешке подписывает договора с бывшими советскими республиками. Она инвестирует гигантские средства на поддержку хотя бы минимального уровня боеготовности, поскольку после 2014 года в страну из Афганистана может хлынуть волна наркотиков, оружия и террористов.

После выхода США из Афганистана Средняя Азия может рухнуть. Россия с ужасом следит за опасной ситуацией. Москва опасается дестабилизации и в спешке подписывает договора с бывшими советскими республиками. Она инвестирует гигантские средства на поддержку хотя бы минимального уровня боеготовности, поскольку после 2014 года в страну из Афганистана может хлынуть волна наркотиков, оружия и террористов.


Мягкое подбрюшье


Кремлевские стратеги помнят, как отреагировало «мягкое подбрюшье» империи на крах СССР, поэтому стремятся защитить территориальную и социальную целостность России собственных границ. Они делают это руками диктаторов, репутации которых ухудшаться так, что дальше некуда.

Раздробленные общества и отчужденные от них элиты среднеазиатских республик не смогли сформировать сильной государственности: эти страны в значительной мере недееспособны, и сложно найти хотя бы одну область, в которой их руководство могло бы выполнить обязательства в отношении своего населения или иностранных партнеров. Один из симптомов внутренней и внешней нестабильности — фиктивный характер границ - как по внешнему периметру бывшего СССР, так и между его бывшими республиками: для этого основополагающего элемента суверенных государств не нашлось ни времени, ни средств. Дестабилизация вышла далеко за пределы региона, и ее результаты болезненно отражаются прежде всего на России.

Читайте также: Афганистан и стабильность в Центральной Азии

Попрошайничество на международном уровне

Внешняя политика Киргизии и Таджикистана представляет собой, в сущности, попрошайничество на международном уровне: в отношениях с богатыми странами местные диктаторы используют страх США, Китая и России перед распространением афганского терроризма и наркобизнеса. По случаю очередных встреч на высшем уровне или при подписании договоров об «интеграции» они вымогают гигантские дотации, предназначенные якобы на «укрепление границ», «модернизацию вооруженных сил» или «стабилизацию общественной ситуации».

На самом деле кредиты, дотации и «безвозвратная финансовая помощь» идут на укрепление власти местных царьков, их борьбу с конкурентами и на закручивание гаек населению, и без того живущему в нищете. Постсоветские республики средней Азии — одни из беднейших стран мира. Поэтому их жители ищут легкого заработка, занимаясь контрабандой наркотиков, или, что еще более тревожно, оказываются податливы на пропаганду исламских радикалов.


Граждане не интересуются правительством, правительство не интересуется гражданами

Спустя двадцать лет после начала свободной жизни стало понятно, что граждане и руководство их стран не проявляют друг к другу взаимного интереса. Правители защищаются от народа, используя армию и полицию, а люди, в свою очередь, соревнуются в изобретательности, как обмануть власть. Если в подобной атмосфере из Афганистана придет немного долларов и оружия, среднеазиатские деспотии немедленно превратятся в «несостоявшиеся государства», объятые хаосом.

Также по теме: Стабильность в Афганистане и региональное сотрудничество


Проблема в том, что местные патологии касаются не только локальной жизни, они имеют огромное значение для всей Евразии. Если Таджикистан и Киргизия рухнут, откроются границы, и тогда афганский героин, оружие и боевики получат свободный доступ в Узбекистан и Казахстан. Потом по принципу домино из-за прозрачности границ и коррумпированности пограничников, они с легкостью проникнут в Россию и соединятся со своими братьями на Северном Кавказе. Таким образом афганская проблема после 2014 представляется более критичной для России, чем для США. Именно поэтому Москва старается укрепить режимы, соседствующие с Афганистаном, катящимся в пропасть, - чтобы обезопасить себя от становящейся все более реальной гражданской войны, которая может начаться после свержения президента Карзая.

Власти знают, что с ними покончено

Очевидно, что руководство среднеазиатских стран не справляется с наплывом вызовов. Поэтому между США, Россией и Китаем - своеобразная конкуренция за то, чтобы перенять суверенные функции Киргизии и Таджикистана. С точки зрения больших держав это очень удобный случай, чтобы усилить собственную позицию и создать плацдарм в важном геополитическом регионе Евразии. Выделение дотаций и поставка оборудования обеспечивают зависимость местных элит, что в будущем может стать решающим фактором для перевеса в соперничестве с конкурентами, претендующими на контроль в регионе.

Киргизскому и таджикскому руководству уже, впрочем, очевидно, что у них мало шансов выстоять под объединенным напором радикалов, организованных преступных группировок и контрабандистов. Москва, Вашингтон и Пекин тоже знают это, и поэтому активно стараются, чтобы местные царьки были обязаны своей властью именно им. Для России вся ситуация выглядит гораздо более критической, чем для США и Китая, из-за географической близости и присутствия в российских городах громадной диаспоры гастарбайтеров. Для нее это не только элемент геополитической игры за сферу влияния, но и борьба за стабильность собственного общества и территориальную целостность государства.

Читайте также: Россия возвращается в Афганистан?

Россия надеялась на возрождение СССР и не стала укреплять собственных границ с Казахстаном, рассчитывая, что они вновь приобретут формальный характер. В итоге сейчас ей приходится инвестировать в обеспечение безопасности своих южных соседей. Более того, в результате продолжающейся уже более десяти лет операции НАТО и США в Афганистане в регионе изменились правила игры. Средняя Азия стала важным объектом политики нескольких конкурирующих друг с другом держав. Появление в регионе баз США и планы передачи американской техники, вывозимой из Афганистана, местному руководству принципиальным образом меняют параметры сотрудничества России с властями среднеазиатских республик, значительно усиливая позицию последних.

Однако Россия ставит жесткие условия: она требует от ООН мандат на проведение в регионе действий по стабилизации, что по сути означало бы формальное признание поражения НАТО и возложение на Альянс ответственности за дестабилизацию, прогрессирующую из-за афганского фактора. Одновременно звучат требования о предоставлении финансовой и военной помощи, а также политического карт-бланш в связи с предполагаемым жестким характером действий в регионе.


Китайский план

В Средней Азии есть еще один важный игрок — Китай. На глазах изумленных россиян и беспомощных американцев, подстегиваемая афганской угрозой, усилилась интенсивность контактов между Пекином и среднеазиатскими республиками. Китай заинтересован в разработке полезных ископаемых, месторождения которых не привлекли американские концерны из-за отдаленности и издержек по обеспечению безопасности. Китайские же стандарты безопасности для работников существенно отличаются от западных. Следует также обратить внимание на то, что контролируемые китайским государством компании ориентированы не только на извлечение прибыли, но и служат инструментом реализации политических планов партийно-государственного руководства.

Также по теме: Китай протягивает руку НАТО в Афганистане

Для Китая контроль над Афганистаном — это элемент начатого несколько десятилетий назад проекта по окружению важного конкурента — Индии. Китай постепенно втягивает в азиатскую систему союзов Пакистан, Бангладеш, Мьянму, а недавно - и Шри-Ланку. Включив в сферу своего влияния Афганистан, Пекин сократит дистанцию до союзного Ирана, с которым он хочет установить сухопутное транспортное сообщение. Таким образом будут созданы условия для строительства нефте- и газопроводов с Ближнего и Среднего Востока, что позволит Пекину обезопасить себя от нападений пиратов на танкеры с сырьем и гипотетической блокады Индии, которая стремится установить гегемонию в бассейне Индийского океана. Таким образом Центральная Азия — это не только плацдарм столкновения между Россией и США, но также и важный фактор в нейтрализации Индии и формировании связей между азиатскими союзниками.

С точки зрения Москвы уход американских военных из Афганистана знаменует начало сложного и непредсказуемого периода. И как это было в истории СССР, удар в мягкое подбрюшье может послужить спусковым механизмом как внешних, так и внутренних потрясений, справиться с которыми будет нелегко. Принимая во внимание слабость государственных структур и сильное общественное неравенство в среднеазиатских республиках, а также активность конкурирующих между собой держав, этот удар может грозить России трагическими последствиями.