В 1966 году Шарль Де Голль выступил с провокационным призывом о создании Европы, «которая простиралась бы от Атлантики до Урала». А сейчас президент России Владимир Путин поставил еще более далеко идущую цель - «создать общий рынок, простирающийся от Атлантики до Тихого океана». В гонке за глобализацией ставки высоки как для России, так и для Европы. Если Россия будет продолжать свой нынешний курс, все больше становясь только поставщиком сырьевых продуктов, она не только попадет в еще большую зависимость от мировых цен на энергоносители, но и еще больше растратит свой научный, культурный и образовательный потенциал и со временем лишится влияния на международной арене. Если Европа, со своей стороны, не найдет правильных ответов на вызовы XXI века, то столкнется с хроническим застоем, ростом социальной напряженности и политической нестабильностью.
По сути дела, промышленное производство перемещается в Азию, а инновации по-прежнему создаются в Северной Америке. А Европа рискует потерять свои позиции на наиболее привлекательных международных рынках. Во избежание этого России и Европе следует определить точки соприкосновения своих интересов и развивать взаимовыгодное партнерство в этих областях. Однако для укрепления такого партнерства им прежде всего необходимо отказаться от негативного представления друг о друге.
Читайте также: Французкий министр хочет привлечь Россию к спасению Кипра
Многие россияне не рассматривают Европу в качестве политического и экономического партнера и даже в качестве союзника. По их мнению, Европа уже проиграла битву за инновации и экономическое развитие и постепенно превращается в «промышленный музей». России, по их мнению, следует вступать в союзы с наиболее динамично развивающимися странами. Точно так же многие европейцы считают, что, если в настоящее время партнерские отношения с Россией могут рассматриваться в качестве своего рода актива, то в долгосрочной перспективе они могут подорвать европейскую политику и экономику.
Если Европа хочет быть лидером и жить в достатке, то ей следует ограничить свои связи с Россией настолько, насколько это возможно. Нынешние споры между Россией и Евросоюзом отражают это взаимное недоверие.
Россия обвиняет Европу в затягивании вопроса об отмене визового режима. Европа старается не пустить российские энергетические компании на свои сужающиеся рынки (так называемые downstream), раздувая антироссийские настроения в постсоветскую эру. Она также пытается вмешиваться в российскую внутреннюю политику. У европейцев серьезные претензии к соблюдению гражданских прав в России, к ее судебной системе, пренебрежению европейскими ценностями, отношению к международным кризисам, в частности - ближневосточному.
Без серьезного пересмотра отношения России и Европы будут продолжать ухудшаться, пока не станут умеренно прохладными. Альтернативный сценарий предполагает мощный толчок, который приведет к объединению человеческого капитала, что станет решающим фактором в достижении мирового влияния.
Также по теме: ЕС надо занять более жесткую позицию в отношении дефицита демократии в России
Именно человеческий капитал – не природные ресурсы, не производственные мощности и даже не финансовые запасы - должен стать основой политики развития российско-европейских отношений. Развитие человеческого капитала предполагает создание соответствующей культурной атмосферы, развитую образовательную систему, научно-исследовательские и инновационные центры. Многие (как в России, так и в Европе) считают, что данная социальная инфраструктура стала столь дорогостоящей, что превратилась в препятствие на пути становления более эффективной и динамичной экономики. Лишь путем развала государства всеобщего благополучия, утверждают критики, можно добиться экономического прогресса. Но урезание социальных программ поставит под удар человеческий капитал, самое ценное преимущество в сравнении с другими странами. При повышении эффективности государства всеобщего благополучия экономический прогресс возможен и без нанесения ущерба этому главному источнику долгосрочного роста. России и Европе есть что предложить друг другу. Сосредоточившись на тех областях, где потребности модернизации пересекаются – от образования и здравоохранения до охраны окружающей среды, они вполне могут определить способы увеличения эффективности своего человеческого капитала. Нынешняя политика Европы, которая требует, чтобы Россия «созрела», выдвигая это в качестве условия сотрудничества, является контрпродуктивной. В изолированном состоянии Россия будет созревать гораздо медленнее, чем при интегрировании в европейские структуры. Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Например, участие в Совете Европы значительно помогло России улучшить свою систему исполнения наказаний. Первые публичные размещения акций на фондовых биржах Европы улучшили систему управления российскими компаниями, усилили их социальную ответственность и привели к более цивилизованному обращению с миноритарными акционерами. По всей видимости, Россия не станет в будущем полноценным членом НАТО ввиду многочисленных структурных, технических и психологических препятствий, блокирующих вступление. Но политическая интеграция вполне возможна. Большее политическое взаимодействие могло бы создать подходящие условия для обсуждения таких тем, как будущее Афганистана, борьба с международным терроризмом и нераспространение ядерного оружия. Интеграция России в структуры большой Европы потребует серьезных обязательств с обеих сторон. Это единственное решение в нынешний век глобализации.