В 1776 Адам Смит заметил, что в древности богатым странам было трудно защититься от бедных. К концу XVII века ситуация стала противоположной. Будь жив сегодня Смит, он мог бы сказать, что XXI столетие больше напоминает древние времена, нежели его собственная эпоха. Несостоятельные и недееспособные государства сегодня вызывают намного более сильную головную боль у мирового сообщества, чем мощные и влиятельные страны. Вспомните рейтинг несостоятельных государств, ежегодно составляемый журналом Foreign Policy и некоммерческой организацией Fund for Peace. Читать этот рейтинг – все равно что пролистывать справочник «Кто есть кто в когорте нарушителей спокойствия мирового сообщества».
ООН за последние 17 лет санкционировала проведение операций в 13-nb странах, находящихся в самом низу рейтинга несостоятельных государств, в том числе - миссии в Сомали и Центральноафриканской Республике, операции по борьбе с пиратами в водах между Йеменом и Сомали, продолжающиеся по сей день миссии в Демократической Республике Конго (ДРК), в Кот-д’Ивуаре, в Южном Судане / Судане и в Восточном Тиморе. Были неоднократные интервенции в Гаити, была миссия в Эфиопии и Эритрее, была кампания государственного строительства в Афганистане, а также миссия по защите гражданского населения в Ливии. Не случайно, что США за 17 прошедших лет провели масштабные военные операции в шести из 15 самых несостоятельных государств – в Сомали, Афганистане, Гаити, Йемене, Ираке и Пакистане, атаковали цели в Судане, ведут незаметную войну против «Армии сопротивления Господа» в ДРК, Южном Судане и ЦАР, а также участвовали в натовской операции в Ливии. Плюс к этому, велика вероятность интервенции в Сирии, Иране и Северной Корее – а ведь все эти страны внесены в «критический» список в рейтинге несостоятельных государств.
Эти страны недееспособны не из-за того, что в их дела вмешиваются иностранные державы. Скорее, иностранные державы осуществляют вмешательство, потому что эти страны приходят в состояние распада. Сомали, Афганистан, Пакистан и Ирак, например, уже были несостоятельными или на грани несостоятельности, когда туда пришли солдаты из западных стран.
Несостоятельные страны объединяет не общая форма государственного правления – сравните сталинскую Северную Корею и анархистскую Сомали – а скорее, отсутствие свободы. Это особенно бросается в глаза, если рейтинг несостоятельных государств сопоставить с различными индексами свобод.
Посмотрим, как вышеупомянутые государства располагаются в рейтинге экономической свободы Института Фрейзера (Fraser Institute), который измеряет «степень поддержки экономической свободы со стороны политики и институтов различных стран», а саму экономическую свободу толкует следующим образом: «Личный выбор, добровольный обмен, свобода конкуренции и защищенность частной собственности». Сомали, Судан, Ирак, Афганистан, Йемен и Северная Корея даже не вошли в этот рейтинг из 144 стран из-за отсутствия данных по ним. ДРК заняла 139-е место, а Пакистан 111-е. Гаити и Иран застряли в нижней половине рейтинга.
Такая же картина прослеживается и в Международном индексе соблюдения прав собственности. В него не вошли самые худшие из несостоятельных государств: Сомали, Судан, Ирак, Афганистан, Гаити и Северная Корея. Между тем, Иран, Пакистан, Ливия и Йемен поселились на самых нижних этажах этого индекса.
Freedom House в своем рейтинге «Свобода в мире» измеряет ее в соотношении с политическими правами и гражданскими свободами. Сомали, Судан, Эритрея, Ливия, Сирия и Северная Корея стоят в нем на низшей ступеньке. Южный Судан, ДРК, Йемен, Иран, Ирак и Афганистан выглядят чуть-чуть лучше, но и они попадают в категорию «несвободных» государств. Гаити и Пакистан считаются лишь «частично свободными». В другом исследовании, «Свобода прессы», Freedom House оценивает свободу в контексте Всеобщей декларации прав человека, которая провозглашает: «Каждый человек имеет право … искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Гаити, Пакистан, Ирак, Афганистан, Судан, Йемен, Сомали, Сирия, Иран и Северная Корея – все эти страны в индексе свободы прессы стоят очень низко. Следует отметить, что в рейтинге несостоятельных государств при определении одного из 12 показателей используется как минимум один индекс Freedom House - «Свобода в мире». Тем не менее, сопоставление рейтинга несостоятельных государств с индексами экономической свободы и соблюдения прав собственности убедительно указывает на связь между несостоятельными государствами и дефицитом свободы.
Хотя этот анализ анализов не является ни исчерпывающим, ни научным, он говорит о многом.
Во-первых, он напоминает о том, что экономическая и политическая свобода это не абстракция. Это две мощные силы, имеющие реальные последствия для реального мира. Их наличие оказывает положительное воздействие на жизнь людей и на здоровье наций. А их отсутствие закабаляет человека и разрушает то государство, в котором он живет. Во-вторых, этот анализ позволяет взглянуть на то, что маячит на горизонте. Несостоятельные государства как магнит притягивают к себе транснациональные проблемы, такие как пиратство, терроризм и наркоторговля.
И наконец, он указывает мировому сообществу на возможный план действий. Соединенные Штаты и их ближайшие союзники должны поддерживать систему национальных государств, которая сегодня оказалась под угрозой. Как отметила администрация Обамы в своем документе «Стратегия национальной безопасности» за 2010 год, важно поддерживать «международную систему, в которой все страны имеют определенные права и обязанности». На практике это означает содействие национальным государствам в охране границ, привлечение их к ответственности за происходящее в пределах их территорий и обеспечение такой ситуации, когда «у наций будут стимулы для ответственного поведения, при отсутствии какового им придется за это отвечать».
Что касается стимулов, то политика Запада в отношении государств из зоны риска должна отражать предпочтение свободному государству, свободным рынкам и власти закона. Не обязательно переводить это в плоскость прямой интервенции. Вспомним про корпорацию «Вызовы тысячелетия», которая была создана США в 2004 году с целью превращения международной помощи из инструмента зависимости и незаконных доходов в путь навстречу подлинной свободе и самостоятельности. Данная корпорация применяет некоторые из вышеперечисленных индексов, когда решает, где и как сделать весомые вложения в свободу.
Поддерживая экономическую свободу, политическую свободу и верховенство закона в государствах из зоны риска – иными словами, активнее занимаясь строительством свободы – мировое сообщество сможет сэкономить и время, и средства, которые придется потратить в будущем на государственное строительство.
Алан Дауд – старший научный сотрудник Института Фрейзера.