Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Для стимулирования несостоятельных государств необходима поддержка свободы

© Fotolia, TheSupe87Планета Земля
Планета Земля
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1776 Адам Смит заметил, что в древности богатым странам было трудно защититься от бедных. К концу XVII века ситуация стала противоположной. Будь жив сегодня Смит, он мог бы сказать, что XXI столетие больше напоминает древние времена, нежели его собственная эпоха. Несостоятельные государства сегодня вызывают более сильную головную боль у мирового сообщества, чем влиятельные страны.

В 1776 Адам Смит заметил, что в древности богатым странам было трудно защититься от бедных. К концу XVII века ситуация стала противоположной. Будь жив сегодня Смит, он мог бы сказать, что XXI столетие больше напоминает древние времена, нежели его собственная эпоха. Несостоятельные и недееспособные государства сегодня вызывают намного более сильную головную боль у мирового сообщества, чем мощные и влиятельные страны. Вспомните рейтинг несостоятельных государств, ежегодно составляемый журналом Foreign Policy и некоммерческой организацией Fund for Peace. Читать этот рейтинг – все равно что пролистывать справочник «Кто есть кто в когорте нарушителей спокойствия мирового сообщества».

ООН за последние 17 лет санкционировала проведение операций в 13-nb странах, находящихся в самом низу рейтинга несостоятельных государств, в том числе - миссии в Сомали и Центральноафриканской Республике, операции по борьбе с пиратами в водах между Йеменом и Сомали, продолжающиеся по сей день миссии в Демократической Республике Конго (ДРК), в Кот-д’Ивуаре, в Южном Судане / Судане и в Восточном Тиморе. Были неоднократные интервенции в Гаити, была миссия в Эфиопии и Эритрее, была кампания государственного строительства в Афганистане, а также миссия по защите гражданского населения в Ливии. Не случайно, что США за 17 прошедших лет провели масштабные военные операции в шести из 15 самых несостоятельных государств – в Сомали, Афганистане, Гаити, Йемене, Ираке и Пакистане, атаковали цели в Судане, ведут незаметную войну против «Армии сопротивления Господа» в ДРК, Южном Судане и ЦАР, а также участвовали в натовской операции в Ливии. Плюс к этому, велика вероятность интервенции в Сирии, Иране и Северной Корее – а ведь все эти страны внесены в «критический» список в рейтинге несостоятельных государств.

Эти страны недееспособны не из-за того, что в их дела вмешиваются иностранные державы. Скорее, иностранные державы осуществляют вмешательство, потому что  эти страны приходят в состояние распада. Сомали, Афганистан, Пакистан и Ирак, например, уже были несостоятельными или на грани несостоятельности, когда туда пришли солдаты из западных стран.

Несостоятельные страны объединяет не общая форма государственного правления – сравните сталинскую Северную Корею и анархистскую Сомали – а скорее, отсутствие свободы. Это особенно бросается в глаза, если рейтинг несостоятельных государств сопоставить с различными индексами свобод.

Посмотрим, как вышеупомянутые государства располагаются в рейтинге экономической свободы Института Фрейзера (Fraser Institute), который измеряет «степень поддержки экономической свободы со стороны политики и институтов различных стран», а саму экономическую свободу толкует следующим образом: «Личный выбор, добровольный обмен, свобода конкуренции и защищенность частной собственности». Сомали, Судан, Ирак, Афганистан, Йемен и Северная Корея даже не вошли в этот рейтинг из 144 стран из-за отсутствия данных по ним. ДРК заняла 139-е место, а Пакистан 111-е. Гаити и Иран застряли в нижней половине рейтинга.

Такая же картина прослеживается и в Международном индексе соблюдения прав собственности. В него не вошли самые худшие из несостоятельных государств: Сомали, Судан, Ирак, Афганистан, Гаити и Северная Корея. Между тем, Иран, Пакистан, Ливия и Йемен поселились на самых нижних этажах этого индекса.

Freedom House в своем рейтинге «Свобода в мире» измеряет ее в соотношении с политическими правами и гражданскими свободами. Сомали, Судан, Эритрея, Ливия, Сирия и Северная Корея стоят в нем на низшей ступеньке. Южный Судан, ДРК, Йемен, Иран, Ирак и Афганистан выглядят чуть-чуть лучше, но и они попадают в категорию «несвободных» государств. Гаити и Пакистан считаются лишь «частично свободными». В другом исследовании, «Свобода прессы», Freedom House оценивает свободу в контексте Всеобщей декларации прав человека, которая провозглашает: «Каждый человек имеет право … искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Гаити, Пакистан, Ирак, Афганистан, Судан, Йемен, Сомали, Сирия, Иран и Северная Корея – все эти страны в индексе свободы прессы стоят очень низко. Следует отметить, что в рейтинге несостоятельных государств при определении одного из 12 показателей используется как минимум один индекс Freedom House - «Свобода в мире». Тем не менее, сопоставление рейтинга несостоятельных государств с индексами экономической свободы и соблюдения прав собственности убедительно указывает на связь между  несостоятельными государствами и дефицитом свободы.

Хотя этот анализ анализов не является ни исчерпывающим, ни научным, он говорит о многом.

Во-первых,  он напоминает о том, что экономическая и политическая свобода это не абстракция. Это две мощные силы, имеющие реальные последствия для реального мира. Их наличие оказывает положительное воздействие на жизнь людей и на здоровье наций. А их отсутствие закабаляет человека и разрушает то государство, в котором он живет. Во-вторых, этот анализ позволяет взглянуть на то, что маячит на горизонте. Несостоятельные государства как магнит притягивают к себе транснациональные проблемы, такие как пиратство, терроризм и наркоторговля.

И наконец, он указывает мировому сообществу на возможный план действий. Соединенные Штаты  и их ближайшие союзники должны поддерживать систему национальных государств, которая сегодня оказалась под угрозой. Как отметила администрация Обамы в своем документе «Стратегия национальной безопасности» за 2010 год, важно поддерживать «международную систему, в которой все страны имеют определенные права и обязанности». На практике это означает содействие национальным государствам в охране границ, привлечение их к ответственности за происходящее в пределах их территорий и обеспечение такой ситуации, когда «у наций будут стимулы для ответственного поведения, при отсутствии какового им придется за это отвечать».

Что касается стимулов, то политика Запада в отношении государств из зоны риска должна отражать предпочтение свободному государству, свободным рынкам и власти закона. Не обязательно переводить это в плоскость прямой интервенции. Вспомним про корпорацию «Вызовы тысячелетия», которая была создана США в 2004 году с целью превращения международной помощи из инструмента зависимости и незаконных доходов в путь навстречу подлинной свободе и самостоятельности. Данная корпорация применяет некоторые из вышеперечисленных индексов, когда решает, где и как сделать весомые вложения в свободу.

Поддерживая экономическую свободу, политическую свободу и верховенство закона в государствах из зоны риска – иными словами, активнее занимаясь строительством свободы – мировое сообщество сможет сэкономить и время, и средства, которые придется потратить в будущем на государственное строительство.

Алан Дауд – старший научный сотрудник Института Фрейзера.