С более чем 10% голосов и выигранными мажоритарным округам на Полтавщине и в Киеве, ВО «Свобода» можно считать настоящим победителем парламентских выборов-2012.
Эта радикальная структура, представленная преимущественно в трех западноукраинских областях, заняла свое место в парламентской топ-«пятерке».
Автор, как и многие его друзья, искренне сопереживали Андрею Ильенко, который завоевал волевую победу против миллионерши Гереги, и Юрию Левченко, который продолжает бороться против одиозного «перепишем» Пилипишина.
Но это не дает им иммунитета от критики за догосударственность и копирование образцов 1930-х, за ее исключающий, а не интегрирующий этноцентризм узкогалицкого образца, за ксенофобию, за комплименты насилию и употреблению языка ненависти, за популизм, наконец за превращение дискуссии в «троллинг».
За чрезмерную гуманитаризацию и «историзацию» повестки дня, что делает ее спарринг-партнером власти, а не реальным оппонентом.
В чем причины победы и какое будущее может ждать эту силу?
Безальтернативность
Стратегический фон для победы ВОС составляет постколониальная Украина. Гуманитарное давление России и ее доминирование в медиа-пространстве не имеет институционального ответа, где украиноязычное меньшинство Юга и Востока существует под страшным моральным давлением и продолжается русификация - поэтому национал-радикальные лозунги являются симметричным ответом.
Напряженная социальная ситуация, огромный разрыв между богатыми и бедными, отсутствие социальных лифтов, беззаконие мажоров создают запрос на социальный радикализм, а безнаказанность коммунистических преступников и фальсификаторов выборов всех времен, особенно в 2004-м, а теперь и в 2012-м, зовет к мести разочарованных в правовом государстве людей.
Криминализированный, коррумпированный и агрессивный режим Януковича, не желающего добровольно отдавать власть, ставит вопрос: а какая оппозиция действительно способна противостоять бандитам?
Трагедия ситуации в том, что можно получить «донецких наоборот», с другой риторикой, но той же неправовой основой, наглостью и безнаказанностью.
Тактически победу ВОС ковали несколько факторов. Первый из них - Партия регионов законом о языках, Харьковскими соглашениями и реверансами в сторону Таможенного союза создала антиукраинское поле, которое требует противодействия.
Парламентская оппозиция такого противодействия не создала: ее руководители выглядели слабаками, которые идут на ненужные компромиссы с властью, как в случае с законом о выборах, и неорганизованными - как с законом о языках. Это стало вторым фактором победы ВОС.
В третью очередь, сама «Свобода» имела ряд качеств, которых недоставало ее конкурентам по оппозиции - относительная свежесть и «новизна» ее представителей, инаковость их риторики по сравнению с убогим словарем других политиков; последовательная радикальность и антирежимность, а не ее имитация; вера людей в невозможность компромиссов ВОС с властью и отсутствие «тушек».
Наконец - ассоциации с порядком, силой, массовостью, некоррумпированностью.
ВОС выглядит партией с целостной командой и идеологией, а не лидерским проектом, франшизой древнего бренда или бизнес-клубом.
В сам день выборов ВОС тоже воспользовалась несколькими факторами: с эффективного снижения рейтинга УДАР, который тоже претендовал на место «новой альтернативы». Со снижения явки умеренного «оранжевого» избирателя, разочарованного внутриоппозиционными войнами, в среднем на 7% по сравнению с предыдущими выборами.
И для успешной мобилизации своего ядра и отбора чужих избирателей месседжем «не пройдет ВОС - оппозиция потеряет не менее 4% голосов».
Факторы сдерживания и зоны эволюции
«Мы осознаем, что от нас сегодня много ждут. Что из числа киевлян, которые отдали голоса» Свободе «, много русскоязычных людей смешанного происхождения. Надеемся защитить интересы всех своих избирателей» . Олег Панькевич, Париж
Первый фактор, который может разрушить ВОС - это ее идеологическая и риторическая слабость. Именно поэтому Игорь Мирошниченко позволяет себе публичные ремарки о «жидовке», Михальчишин выгоняет «синежопую банду», а Фарион хочет «штрафовать украинцев за русский язык».
Огульное антиросийство «Свободы», выросшее из галицкого восприятия «москалей» как кагебистов и партапаратчикив, которые заселяли лучшие кварталы городов и вели себя высокомерно и нагло.
Это видение шокирует своей слепотой и служит оружием для национал-гопников. А невнятная проевропейскость ВОС не создает альтернативы российскому вектору, а скорее является идеей автаркии - «острова».
Социал-популизм не выводит из кризиса: даже если продать все Межигорье, это не спасет украинскую экономику. Сможет ли массированный передел собственности, запланированный программой, дать ей эффективных руководителей?
Возмещение судьей неправомерных решений из собственного кармана оздоровит ли судебную систему, и будут ли способны эти избранные на выборах «партийные судьи» к независимости?
Люмпен-риторика плодит лишнюю агрессию и разрушает репутацию, держит ВОС на обочине: война с «либерастами» и «толерастами» методами уличного хулиганства напоминает действия штурмовиков, а не парламентской силы, стремящейся к новому качеству политики.
Давно назревшим и критическим является очистка структуры от неонацизма и квази-нацизма. Примером является харьковский марш, который состоялся 16 ноября, факт неонацистских возгласов на котором сейчас всеми силами пытается оспорить ВОС, что является закономерным следствием толерантности свободовцев к этой среде и сотрудничества с ней.
Почему эти люди с масками, файерами и «Хайль» ежегодно принимают участие в «Марше за УПА»?
Простые ответы на сложные вопросы, рейдерство общественных акций других сил, использование агрессии и физической силы в столкновениях, люмпен-риторика - удастся ли ВОС избавиться от такого национал-большевистского стиля действий?
Второй фактор слабости ВОС - это ее кадровый голод. Нардепы Олег Осуховский, глава Ровенской областной организации ВОС, или Алексей Кайда, экс-председатель Тернопольской областной организации ВОС - львовские «варяги» из ближнего круга самого Олега Тягнибока.
Наконец, «семейный подряд» его брата Андрея на одном из 100%-проходных округов Львовщины - тому свидетельство. В ВР также прошли Олег Панькевич и Ирина Сех, которые являются братом и сестрой. Не слишком «семейным» является круг победителей?
19 из 37 депутатов «Свободы» - уроженцы или представители трех галицких областей. Таким образом, ВОС - более галицкая, чем ПР - донецкая. Удастся ли партии преодолеть этот регионализм и клановость, или они станут линиями раскола?
Третья проблема ВОС - отсутствие четкого порядка дня на заседании Верховной рады.
Законодательная гомофобия? Запрет Компартии или русского языка в госучреждениях? Депортация нелегальных мигрантов и жесткие правила украинских виз?
Все эти темы - весьма далеки от многих насущных и стратегических проблем Украины, и являются скорее «троллингом», чем реальной политикой.
В трех галицких областях никаких знаковых социальных, экономических, экологических альтернатив, стоящих подражания на национальном уровне, предложено не было.
Думаете, меньше стало нелегальных свалок и чище на улицах? Прекратилось разрушение исторических центров городов? Уменьшилось количество сирот или уровень алкоголизма? Радикально возросло количество рабочих мест и инвестиций, по сравнению с другими областями?
Возможно, аналитики ВОС готовят сюрприз - действительно выйдут с пакетом законов, которые соответствуют их социальным и национальным приоритетам. И на данный момент их политиков тяжело назвать «полисимейкерами», то есть теми, кто осуществляет политику в западном понимании этого слова.
Правая альтернатива
ВОС берет своей левой риторикой - поскольку отсутствуют настоящие левые, которые бы организовывали и возглавляли революционную молодежь, создавали профсоюзы и боролись за права рабочих, защищали крестьян и их право на землю.
ВОС эксплуатирует понятие свободы - поскольку отсутствуют либералы, которые бы защитили свой центральный идеологический постулат, наполнили его экономическим и социальным содержанием - и вышли на программную дискуссию, шире чем «легалайз» и ЛБГТ-тематика.
Но именно тотальный провал правого центра в украинской политике позволил ВОС занять правую нишу, собрать ядерный электорат, иметь нефальшивый актив из идейных людей.
Практическое исчезновение НУ, УНП и КУН из большой политики, растворение НРУ и «За Украину!» в левопопулистской ОО, глубокая маргинальность других сил этого поля - от УКРП Степана Хмары до УРП «Собор» Анатолия Матвиенко - обнажили этот фланг. Новые же силы, такие как «Демократический Альянс», еще далеки от того, чтобы стать реальными игроками.
УДАР так и не занял правую нишу - сейчас это лидерский популистский проект.
Наиболее реальной альтернативой радикальному этнонационализму является христианская демократия. Совсем другие центральные приоритеты: Бог, человек, семья, а дальше - нация, государство, цивилизация, классы и социальные группы, территориальные общины.
Это - достоинство и свобода личности, это - христианские ценности, основа которых - «10 заповедей Божьих». Это - социально ответственная экономика, это - моральная роль политики и исключительная роль репутации. Это - инклюзивная история, эффективная и ненасильственная антиколониальная политика, интегрирующая и координирующая роль государства.
Это - личная ответственность каждого за свою судьбу, судьбу семьи и судьбу народа и государства, а не поиск виновного. Это - единство слова и действия. Это - ответственность перед будущими поколениями, в потреблении и персональной экологии. Это - единство национальной эстетики и христианской этики.
Это - уважение к закону и к институтам, уважение к процедуре. Это - готовность к прозрачности собственности, к честной уплате налогов, к важности общественного имущества.
Такая сила критически нуждается в людях, которые олицетворяют собой эти взгляды - тех, кто своей жизнью доказал веру в эти идеи; нужны люди новой сетевой культуры, соответствующей духу информационной эпохи.
Требует мастеров краудфандинга (общественного финансирования); нуждается в технологиях доверия и солидарности, чтобы восстанавливать общины, чтобы весело, интересно и эффективно вместе создавать важное.
Наконец. Самая большая трагедия - это то, что ВОС поднимает правильные вопросы, но дает на них неправильные ответы.
Русификация, экономическая и гуманитарная экспансия России, изоляция Украины от Запада, прогрессирующий авторитаризм Януковича, глубокий социальный и экономический кризис - рецепты ВОС подменяют терапию хирургией.
При моральном и организационном коллапсе ОО и УДАР из-за «тушек» и их «никаковость» в ВР, «Свобода» вполне может навязать свою повестку дня всей оппозиции, далее - стать единственным ее действенным и эффективным элементом, таким образом, выходя на схему «Янукович против Тягнибока» на 2015 год.
Сам Янукович, из-за своей интеллектуальной неспособности и склонности к силовым решениям, может «подарить» свою суперпрезидентскую власть этой силе.
Поэтому от того, изменится ли само ВОС, и возникнет ли альтернативная права сила, зависит перспектива Украины, как минимум, в ближайшем десятилетии. Где каждый из нас видит себя в этом процессе?
Перевод: Антон Ефремов.