Отныне черноморский курорт Анапа будет славиться не только своими санаториями, но и газокомпрессорными станциями. Именно здесь в пятницу официально будет дан старт строительству газопровода «Южный поток». Через эту газотранспортную систему длиной 3 600 км с конца 2015 года Россия будет экспортировать в Европу около 16 миллиардов кубометров газа, а с 2019 года объем газа может взлететь до 63 миллиардов кубометров.
«Голубое топливо» потечет по дну Черного моря, на максимальной глубине 2 250 метров, затем — по Балканскому полуострову. «Южный поток» — дополнение к Северному потоку, проходящему по дну Балтийского моря. Помимо Газпрома, основного акционера Южного потока, в число операторов проекта входят немецкая фирма Wintershall, итальянская ENI и французская EDF. Для Кремля, давно превратившего газ в геополитическое оружие, «Южный поток» — один из важнейший энергетических проектов десятилетия.
Стоя перед огромным табло, исчерченным сотнями светящихся газопроводов, начальник Центрального производственно-диспетчерского департамента Газпрома Борис Посягин указывает на страну, которой «Южный поток» обязан своим рождением: это Украина, через территорию которой все еще осуществляется транзит значительной части российского газа, поставляемого в Европу. Москва обвиняет Киев в том, что плата за этот транзит непомерно высока. «Эти страны не соблюдают свои контрактные обязательства, а вот „Южный поток“ станет для нас надежным маршрутом доставки газа», — утверждает Посягин.
Непростые переговоры
Газопровод тщательно обходит украинские территориальные воды в Черном море. В качестве ответа Киев объявил о строительстве завода по сжижению природного газа в Одессе. Со своей стороны, Европейский союз, стремящийся ослабить свою зависимость от России, продвигает конкурирующие проекты («Набукко») для транспортировки, в частности, газа из Азербайджана.
Приступая к строительству с 7 декабря, «Россия стремится навязать свою волю клиентам и конкурентам и опередить их», — объясняет Виталий Крюков, аналитик финансовой группы ИФД КапиталЪ. С этой целью Газпром, поддержанный Кремлем, предоставил массу льгот странам-транзитерам, чтобы убедить их присоединиться к проекту. Болгария, первая европейская страна, через которую проходит Южный поток, выбила на российский газ скидку в 20%, в то время как изначально Газпром давал лишь 14%. Турция, оказавшаяся особенно тяжелым переговорщиком, будет заказывать в России лишь объем газа, соответствующий его потреблению в стране. Это идет вразрез с практикой Газпрома, до сих пор заставлявшего клиентов монополии оплачивать законтрактованный, а не потребленный объем голубого топлива.
Малейшей намек на скидки, предоставленные Газпромом, раздражает руководство компании. «Хватит уже о скидках, цены на газ подчиняются рыночным законам», — повторяет Леонид Чугунов, начальник Департамента по управлению проектами ОАО «Газпром», настаивающий на долгосрочной рентабельности проекта. Согласно расчетам Газпрома, в 2030 году Европа столкнется с дефицитом газа в объеме 225 миллиардов кубометров, покрытию которого и поспособствует Южный поток. Многие эксперты подвергают сомнению этот благородный сценарий, напоминая, что цель строительства Южного потока не в «снабжении новых рынков», но в том, чтобы пустить газ в обход Украины.
Сжиженный газ по Северному морскому пути
Зафрахтованный Газпромом танкер доставил сжиженный природный газ (СПГ) из Норвегии в Японию по Северному морскому пути. Это — первая ласточка. Судно прошло в сопровождении трех атомных ледоколов. Результат «полностью подтвердил техническую и коммерческую целесообразность Северного морского пути для международной транспортировки СПГ», — считает российский газовый гигант. Использование этого маршрута позволит также направить часть продукции монополии в страны Азии.