МОСКВА — Россия подводит итоги года первых в правление Владимира Путина массовых протестов - сбавивших обороты, но запустивших процесс, рождающий новые вызовы вернувшемуся в Кремль бессменному лидеру.
Годовщину первого многотысячного митинга на столичных Чистых прудах, где число пришедших протестовать против фальсификаций на парламентских выборах в десятки раз превысило ожидания, полтора десятка демонстрантов встречают в тюрьме.
Собеседники Рейтер по обе стороны баррикад спорят о перспективах революции, степени влияния Запада на поведение российского правящего слоя и о способности Путина оставаться у власти ближайшие пять лет, но едины во мнении о том, что стабильности ждать не приходится.
Лояльность и эффективность бюрократической вертикали проходят проверку на прочность развернутой Кремлем антикоррупционной кампанией, воспринятой как попытка перехватить лозунги у оппозиции, унять аппетиты чиновников и припугнуть ближний круг.
Второй прошлогодний митинг протеста, собравший уже несколько десятков тысяч человек, заполнивших 10 декабря площадь неподалеку от Кремля, вверг некоторых его обитателей в панику.
«После митинга на Болотной площади была максимальная растерянность, - рассказал на условиях анонимности человек, знающий Путина лично. - Я видел людей, которые говорили: завтра нас из Кремля на вилах вынесут».
Рейтинг Путина плавно снижается, отток капитала из России составляет десятки миллиардов долларов, а отношения с Западом из-за преследования недовольных снова обострились после нескольких лет потепления в президентство Дмитрия Медведева. Отметившись либеральной риторикой, третий по счету президент РФ отказался от претензий на второй срок и сохранил кресло главы государства для Путина, отсидевшего предусмотренную Конституцией паузу в кресле премьера.
За день до майской инаугурации президента многотысячная толпа несогласных, разозленная плотными рядами преградившего путь к Кремлю оцепления, схлестнулась с полицейскими. В воздух полетели куски асфальта и каски омоновцев; в столкновениях пострадали десятки человек.
Оправившись от шока, партия власти ответила серией законодательных ужесточений, уголовных дел, нападок на независимую прессу и свободу интернета. Комментаторы расценили это как политическую реакцию, а Запад напомнил Москве об обязательствах в сфере демократии и защиты прав человека.
После первых арестов и болезненного увеличения - в сотни раз - штрафов за нарушения на митингах, ряды протестующих поредели, хотя к осени по-прежнему насчитывали десятки тысяч.
Осенью суд в Москве вынес первый - суровый - приговор в серии процессов об омрачивших инаугурацию Путина столкновениях демонстрантов с полицией. Кремль считает, что угроза власти, если и была, то миновала.
«Революции, к счастью, в России не будет», - сказал в разговоре с Рейтер Константин Костин, который возглавлял управление внутренней политики администрации президента в разгар демонстраций и многие годы имел репутацию правой руки идеолога «суверенной демократии» Владислава Суркова. После ухода из Кремля Костин остался советником нынешнего куратора внутренней политики Вячеслава Володина.
АЙСБЕРГ ПОПУЛЯРНОСТИ
Оспариваемый Кремлем вывод о неизбежности революции вследствие масштабного гражданского неповиновения сделали те же эксперты из Центра стратегических разработок, кто в прошлом году за несколько месяцев предсказали начало массовых протестов из-за недовольства российского среднего класса.
Но Костин относится к таким предсказаниям скептически.
«У нас молодых очень мало, - сказал он, исключив возможность повторения в России "арабской весны", где двигателем восстаний стала безработная молодежь. - Это вышли не революционеры, не те, кто хотят, как на Тахрире, на верблюдах скакать».
Несмотря на лозунг «Россия без Путина», многие демонстранты не раз освистывали ораторов, намекавших на насильственные методы борьбы. Лидеры декларировали мирное противостояние с властью и предрекали перелом, если десятки тысяч участников протестных акций не покинут улицы.
Однако активность недовольных пошла на спад, а в верхушке объединившейся оппозиции усилились трения. Но ее самый популярный лидер Алексей Навальный верит в досрочный уход Путина, которому в этом году исполнилось 60.
«Я не верю, что Путин усидит на своем месте шесть лет, как я не верил в это год назад. Тем более, я не верю в это сейчас», - сказал он журналистам незадолго до нового митинга 15 декабря в честь годовщины протестного движения.
В этом году следственные органы сдули пыль с закрытого уголовного дела об экономическом преступлении и, в комплекте с подпиской о невыезде, предъявили Навальному обвинения, которые тот считает политическим преследованием.
Вызовы сейчас лежат в другой плоскости, сходятся во мнении бывшие соратники Путина. В свете отмечаемого социологами растущего недоверия к власти ухудшение в экономике - например, из-за падения цен на нефть - может быть катализатором политического кризиса.
«Сочетание низкого престижа властных институтов, масштабного недовольства социально-экономической и политической ситуацией, а также растущего ощущения несправедливости государственного устройства создает психологическую основу для роста напряженности в обществе», - говорится в докладе Центра гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина.
Давний сподвижник Путина пытался выступить посредником между ним и «рассерженными горожанами», придя год назад на один из массовых митингов за честные выборы.
Так и не избавившаяся от нефтяной зависимости российская экономика, коррупция и зависимая от исполнительной власти судебная система служат одной из причин оттока капитала - за девять месяцев Россию покинули 58 миллиардов долларов, а по итогам года этот показатель может достичь 70 миллиардов долларов.
Другой бывший соратник Путина говорит, что хотя сейчас тот мог бы снова выиграть президентские выборы в первом туре, поводом для беспокойства является снижение его рейтинга, которое путинская команда не смогла остановить даже агрессивной предвыборной кампанией.
«Тренд негативный», - говорит он, сравнивая рейтинг Путина, потерявший за последний месяц четыре процента, с тающим айсбергом.
«Глобально переломить тенденцию они не смогли».
ЛЮБЯТ-НЕ ЛЮБЯТ?
Путин негативно относится к протестующей либеральной интеллигенции, считая, что это лишь один процент населения, сказал Рейтер знакомый президента.
«И в этом есть доля истины», - полагает он.
Лев Гудков из социологического Левада-центра говорит, что хотя «доверие к власти продолжает медленно, но необратимо размываться», особенно в столице и крупных городах, ресурс популярности лидера не исчерпан. Высокая цена на главный экспортный товар даже в условиях экономической стагнации позволяет Кремлю покупать относительную лояльность традиционно ждущего помощи сверху большинства в 143-миллионной постсоветской стране.
По его словам, мощная пропагандистская машина Кремля «навязывает массовому сознанию представление о безальтернативности Путина, а также поддерживает постоянные иллюзии» относительно того, что он выполнит то, что обещал:
«Нельзя сказать, что Путина любят... Но рост оппозиционных настроений вызывает консолидацию и другой стороны, социальной базы авторитарного режима».
За год поляризации «сильнее обозначилось и консервативное, антиреформистское, антимодернизационное относительное большинство - население в малых и средних городах», сказал Гудков на круглом столе в октябре.
«Которое боится перемен, боится нового, поскольку эти люди ясно сознают, что они неконкурентны, как и предприятия или организации, в которых они заняты».
Социолог назвал этот слой опорой путинизма:
«Этот сегмент общества - примерно 45% населения. Для них риторика Путина о господдержке, о необходимости дотаций для тех, кто работает на госзаказ, о технической модернизации и социальной помощи бедным - бальзам на душу, поэтому там поддержка режима сохраняется и будет сохраняться».
На волне преследования оппозиции и скандального приговора по делу панк-группы Pussy Riot, участницы которой получили по два года колонии за шутовской антипутинский молебен в храме, США приблизились к осуществлению старой угрозы, проведя через Конгресс санкции против российских чиновников, причастных к смерти в тюрьме работавшего на иностранных инвесторов юриста Сергея Магнитского, который обвинял силовиков в многомиллиардном хищении. Аналогичные санкции обсуждаются в Евросоюзе.
Российский МИД назвал это вмешательством во внутренние дела и пообещал «симметричный» ответ.
«Международная репутация страны в значительной степени оказалась заложницей внутриполитических разборок», - сделал вывод центр Кудрина, напомнив, что 80% иностранных инвестиций в Россию имеют европейское происхождение.
Но Кремль обещает постепенную эволюцию с оглядкой на Запад. Во вторник первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин в разговоре с журналистами похвалил вклад невиданного всплеска гражданской активности в политическое развитие: «Открытости стало больше, конкуренции стало больше».
Претензии части общества к власти он списал на «долгое становление» российской демократии, путь, которым уже прошли западные страны.
На просьбу описать, в каком направлении идет Россия, Володин ответил коротко:
«В правильном! Не сомневайтесь».
МНОГАЯ ЛЕТА
После 13 лет у власти Путин не демонстрирует желания уйти на покой или выбрать преемника, а закон позволяет ему остаться в Кремле до 2024-го. В юбилей он удивил мир и рассмешил критиков полетом на дельтаплане во главе стаи стерхов. Одни расценили это как кризис идей в отвечающем за имидж Путина окружении, другие - как причуду окруженного угодливой челядью монарха, оторвавшегося от реальности.
После утечки информации о состоянии здоровья российского президента им озаботились иностранные лидеры: Александр Лукашенко сообщил, что коллега повредил позвоночник на дзюдо, а японский премьер Ёсихико Нода заявил, что не поедет в декабре в Россию в силу путинских сложностей со здоровьем.
Кремль призвал не преувеличивать значение «спортивных травм» и сообщил, что здоровье Путина «нормальное». Ряд стран сообщили осенью, что не дождались обещанных визитов российского лидера, который в этом году стал меньше ездить в центр столицы из подмосковной резиденции Ново-Огарево. На этой неделе Путин посетил Турцию.
Подозрения о его проблемах со здоровьем породили бурную дискуссию в социальных сетях и придали сил оппонентам.
«Мы стоим на пороге больших изменений и все, что сделано, это не зря и мы рано или поздно победим», - сказал Навальный.
«Путинский режим не сдается, и он не сдастся, и он будет давить в ответ, и он готов прибегнуть к репрессиям».
Гудков из Левада-центра объясняет спад протестного движения тем, что у его участников «возникло ощущение пробуксовывания» и отсутствия видимых результатов, что бумерангом ударило по оппозиции.
«Застойное раздражение против власти, против Путина, в силу безвыходности обращается на саму оппозицию как источник "бессмысленного" или "бесперспективного" массового побуждения», - сказал социолог.
Владелец маленькой московской студии звукозаписи, 39-летний Артем Колпаков год назад вопреки уговорам жены отправился с работы на Чистые пруды, где тысячи людей скандировали «революция!»
Приобретя опыт гражданского сопротивления, он понял, что результатов ждать долго.
«Глупо было предположить, что все сразу поменяется», - сказал он.
«Ломать - не строить. Строить гораздо сложнее. Сейчас люди будут переосмысливать тактику, потому что одними кричалками ничего не добьешься».
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА
Лидеры протеста попытались оформить возникшее на базе неприятия Путина стихийное единение носителей полярных политических взглядов в Координационный совет, куда вошли 45 человек - левых, либералов и националистов. В первых альтернативных выборах «теневого правительства» приняли участие около 80 тысяч избирателей. Навальный получил больше половины голосов.
Совет объявил одной из первых задач отправку добровольцев в формирующиеся весной на пять ближайших лет участковые избиркомы, где, как считают оппозиция, происходят основные фальсификации голосования.
Первые же региональные выборы третьего президентского срока Путина закончились триумфом его партии, чьи результаты оставили далеко позади прогнозы социологов. Одно из самых узнаваемых лиц протестного движения Евгения Чирикова пришла второй с 18% голосов на выборах в родных Химках, где 48% выступили за мэра - ставленника партии власти.
Многие лидеры протеста принципиально отказываются идти на выборы. Они называют не раз раскритикованное Западом голосование в России индустрией политического мошенничества с предсказуемым результатом.
Но советник Кремля видит причиной низкий уровень популярности оппозиции и, сравнивая ее лидеров с первоклассниками, считает, что те по неопытности распугали сторонников радикальной риторикой.
«Либо должны появиться другие лидеры, либо эти должны измениться», - считает Костин.
Однако рисков для власти Путина он не исключает - с иной стороны.
«Есть системный риск. Он не связан, к сожалению, с деятельностью оппозиции», - говорит политтехнолог.
«Наша демократия еще очень молода, поэтому много зависит от элиты, ее установок и мотиваций. Должно появиться поле общих ценностей, которые разделяли бы все основные политические игроки».
Его кремлевский босс Володин говорит, что симпатизирует двухпартийной модели американской демократии. Кремль не раз пытался скопировать этот опыт, но попытка создать послушную альтернативу «Единой России» уже дважды терпела поражение: как со «Справедливой Россией», так и c партией «Правое дело», отданной под начало миллиардера Михаила Прохорова.
Кутивший на европейских курортах молодой предприниматель сменил имидж плейбоя и к началу думской кампании объявил о приходе в политику. Либеральные лозунги и умеренная критика Кремля помогли ему стать вторым на президентских выборах в Москве, где Прохоров потеснил коммунистов и сыграл роль протестного кандидата «рассерженных горожан».