Год 2012, в котором межнациональные проблемы отразились даже на культуре
Негативное влияние растущего межнационального напряжения в связи с территориальными спорами по поводу таких островов, как Такэсима и Сэнкаку, отразилось не только на производстве. По сообщениям СМИ, отрицательная атмосфера споров заметна даже в таких культурно-развлекательных сферах, как туризм и искусство.
С другой стороны, есть и такие энтузиасты международного общения, которые говорят, что «культура существует отдельно от политики».
Сам я, по той простой причине, что являюсь фанатом корейской поп-музыки и корейских фильмов (хотя стараюсь не упоминать об этом), хочу согласиться с этой точкой зрения, она воодушевляет меня. Хотя, если честно, я все равно чувствую, что что-то не то и «что-то неправильно».
Для справки: мой уровень увлеченности корейской поп-музыкой можно определить следующим образом: я в курсе, что «группа Girls' Generation дебютировала с синглом KENZIE», могу даже назвать автора этой песни. Особенно мне нравятся мелодии, написанные музыкантом Hitch-hiker, поэтому у меня даже есть диски его бывшей музыкальной группы. Но больше всего я люблю Сулли из группы f(x). Почти на уровне ДНК чувствую, что все, что она делает, прекрасно.
В любом случае, что же так смущает меня?
Если политика существует отдельно от культуры, то что бы было с Шопеном, написавшим Революционный этюд под влиянием новостей о том, что его родная Польша разрушена, или с Бетховеном, который сочинил Героическую симфонию, симпатизируя Наполеону?
Притворимся, что не знаем ни о каких территориях
Неужели Шопен и Бетховен плохо поступили, привнеся политику в культуру? Ведь были и такие композиторы, как Морис Равель, который считал, что композитор должен выражать мышление своего народа, а не свое собственное. Был и Гете, который, будучи писателем, служил при герцогском дворе в Веймаре.
Такие примеры можно найти не только в прошлом. Американский актер Пол Ньюман, выступавший против войны и боровшийся за гражданские права, противостоял даже президенту Никсону.
Клинт Иствуд, выступивший с речью в поддержку кандидата в президенты Ромни на выборах в США в этом году (хотя реакция на это была не очень). Джордж Клуни, в одиночку пытающийся найти мирное решение по военному конфликту в Судане. Неужели все эти знаменитости, пытающиеся совместить культуру с политикой, просто исключения из правил?
А те, кто говорят, что «политика не связана с культурой», думают ли так на самом деле? Это тоже очень важно.
Разве можно назвать гражданами людей, полностью отрешившихся от политической ситуации и, подобно древнекитайским гностикам, избегающих общественную реальность и развлекающих друг друга чисто теоретическими беседами, при условии, что таковые вообще существуют? СМИ раскритиковали таких людей, как, например, «молодежь, которая не пойдет даже на выборы».
На самом деле мышление «культура отдельно от политики» или « мы не против культурных деятелей, занимающихся политикой, но сами мы не будем касаться политической ситуации, а будем просто развлекаться», наверное, является не более чем наивной послевоенной идеей.
Если ты ребенок, то размышлять подобным образом естественно. Но повзрослев, нужно принять действительность, понять, что «каждый имеет свою собственную политическую позицию», и начинать общение, отталкиваясь от этого. И ведь от понимания этого в итоге зависит, будешь ли ты уважать мнение своего собеседника или нет.
Можно взять пример Олимпийских игр - это праздник, появившийся в западноевропейском обществе, которое на протяжении долгих веков сталкивалось с проблемами взаимодействия народов, классов, а в особенности - религий, поэтому каждый человек и каждая страна теперь понимают, что у всех могут быть различные взгляды.
Мне кажется, что нам тоже пора покончить с этой, в некотором смысле, нездоровой ситуацией, когда «мы, притворившись, что не знаем никакой политики, просто наслаждаемся выступлением артиста».
Автор – японский писатель.