Руководители российской космической отрасли оживляют свои планы по исследованию Луны, и некоторые наблюдатели говорят о том, что в ближайшее время в России может начаться возрождение программы по запуску автоматических аппаратов за пределы низких околоземных орбит.
Уже ведутся работы над осуществлением проектов «Луна-Глоб» и «Луна-Ресурс», и старты космических аппаратов запланированы уже на ближайшие годы. Эти орбитальные станции и посадочные модули являются прелюдией к запуску в будущем космического корабля, которому предстоит доставить образцы лунных пород на Землю, и тем самым будут создаваться условия для реализации более крупных планов, в том числе связанных с созданием российской лунной базы.
Кроме того, в российских планах значится агрессивная миссия на Венеру, а также попытка впервые осуществить посадку на Меркурий.
Это большие планы, но можно ли сказать, что у них имеется солидная основа, если принять во внимание не самый удачный опыт, накопленный этой страной за многие годы в области доставки грузов на другие планеты? Так, например, сочетание технологических просчетов и плохого управления привели к провалу запуска к Марсу космического аппарата «Фобос-Грунт», и в результате в начале этого года он упал на Землю, так и не достигнув красной планеты.
Тем не менее любое обращение к космическому архиву показывает, что подогреваемый холодной войной бывший Советский Союз осуществил немало успешных полетов к Луне, к Марсу и другим планетам. Но это было давно, а речь идет о сегодняшнем дне.
Возрождение лунной программы
Русские на самом деле уже в течение некоторого времени заняты возрождением своей исключительно успешной лунной программы», - подчеркивает известный специалист в области космоса, сотрудник факультета геологических наук Университета Брауна (Brown University) Джеймс Хед (James Head).
Хед проанализировал реализацию существовавшей ранее программы, в рамках которой Советский Союз успешно осуществил три автоматические экспедиции на Луну, включавшие доставку образцов грунта на Землю («Луна 16», «Луна 20» и «Луна 24»). Этой стране также удалось успешно осуществить доставку на поверхность Луны автоматических самоходных аппаратов – Лунохода 1 («Луна 17) и Лунохода 2 («Луна 21»). Кроме того, к Луне были направлены несколько орбитальных станций – и все это было сделано более 35 лет назад.
«Подобные основополагающие проекты представляют собой поразительные достижения в области робототехники, которые пока никто не смог повторить, включая Соединенные Штаты», - заявил Хед в беседе с корреспондентом портала space.com.
Русские работают над этими программами, используя оригинальные и новаторские инженерные разработки, и, кроме того, они смотрят вперед, уделяя при этом главное внимание спускаемым на поверхность Марса аппаратам, а также поиску летучих веществ в полярных и приполярных регионах этой планеты, - отметил Хед.
«Миссии по доставке на Землю образцов грунта, вероятнее всего, будут сфокусированы на уже осуществленных проектах по запуску к Луне спускаемых аппаратов и самоходных устройств, - добавил Хед, - а также на доставке на Землю содержащих летучие вещества образцов грунта с использованием специальных устройств по сохранению и возвращению».
Возможные места посадки
В Университете Брауна Хед и его команда в течение многих лет сотрудничали со своими российскими коллегами из Института космических исследований и Института (геохимии и аналитической химии) имени Вернадского. Работая вместе, эти команды определили возможные места посадок для лунных космических аппаратов, а также вероятные маршруты для будущих луноходов и миссий по доставке на Землю лунных образцов.
«Российская лунная стратегия явно направлена на определение более масштабных национальных целей», - отметил Хед. Так, например, российский вице-премьер Дмитрий Рогозин недавно заявил, что Россия должна создать крупную лунную исследовательскую базу, и эта «суперцель» может быть использована для совершения «скачков» в науке и разработке новых ориентиров для российской космической программы.
Помимо того, Рогозин сказал, что лунная база с работающими там космонавтами должна быть стартовой площадкой для реализации будущих проектов по изучению дальнего космоса, добавил Хед.
«В то время как Соединенные Штаты, судя по всему, отказываются от изучения в ближайшем будущем лунной поверхности с использованием пилотируемых кораблей и автоматических межпланетных станций, русские явно видят в этом серьезную возможность для установления своего лидерства в международном и в национальном масштабе, а также драйвер технологического развития, - продолжил Хед. – И они активно этим занимаются».
Трагическая утрата перспективы
В октябре этого года почетный директор Геофизической лаборатории Института науки Карнеги в Вашингтоне Уэсли Хантресс (Wesley Huntress Jr.) вместе с профессором и академиком российской Академии Наук Михаилом Маровым представили историю и будущее российских проектов по исследованию Луны и планет солнечной системы с помощью автоматических аппаратов.
Выступая на симпозиуме в Арлингтоне, штат Виргиния, посвященном 50-летию исследования космического пространства, Хантресс отметил «трагическую утрату перспективы, предприимчивости и экспертизы» бывшей советской (а теперь российской) космической программой использования автоматических межпланетных аппаратов.
В настоящее время реализации этой программы мешает недостаточное развитие электронных технологии, плохая система инжинирингового менеджмента, слабая база для наземных исследований, а также сложная, запутанная, тяжеловесная национальная система контроля и поставок, подчеркнул Хантресс.
По мнению Марова, распад бывшего Советского Союза, а также последовавший за этим социально-экономический хаос существенным образом повлияли на российскую космическую программу, особенно на изучение солнечной системы.
Маров в своем выступлении отметил, что русский космический бюджет сокращался много раз, и львиная часть финансирования доставалась орбитальный проектам – поддержке программ «Мир», стыковке «Мир»-шаттл, а затем участию в работе Международной космической станции.
«Космические установки были частично уничтожены, кооперационные связи распались, многие квалифицированные специалисты в области космической науки и технологий были потеряны», - сказал Маров.
Уроки усвоены
Говоря о прошлогоднем запуске космического аппарата «Фобос-Грунт», о возникших затем неполадках и его падении на Землю, Маров отметил, что, по сути, причиной этой неудачи являются факторы, вызванные разрушительными 90-ми годами, «последствия которых еще не преодолены,… хотя их уроки уже усвоены».
Несмотря на высказанную им оценку, Маров считает, что российская программа запуска автоматических космических аппаратов продолжает жить. «Сегодняшняя ситуация представляется намного более оптимистичной», - отметил он.
На самом деле Россия имеет завидный послужной список исследования Венеры, Луны и кометы Галлея, - подчеркнула редактор веб-сайта SpacePolicyOnline.com Марсиа Смит (Marcia Smith).
«Несмотря на неудачи, Россия сегодня имеет амбициозные планы по исследованию космического пространства, которые вполне могут быть реализованы с технической точки зрения, - отметила Смит. – Однако на ее реализацию негативно влияют существующие ограничения в области финансирования, что может привести к переносу сроков реализации, а также повысить интерес к международному сотрудничеству».
Изучение других возможностей
Доцент исторического факультета Фордхемского университета (Fordham University) в Нью-Йорке Азиф Сиддики разделяет эту точку зрения. Он является специалистом по Советскому Союзу и российским космическим программам.
«У русских никогда не было недостатка в амбициозных планах, однако список их достижений за последние 20 лет не впечатляет, - отметил Сиддики в беседе с корреспондентом портала Space. – Я не вижу никаких фундаментальных сдвигов, которые могли бы привести к изменению этой парадигмы. Хотя есть незначительные признаки, в том числе сотрудничество с Европейским космическим агентством и Индией, которые позволяют говорить о том, что они изучают другие возможности».
«Катастрофа «Фобос-Грунта» стала тяжелым ударом, - подчеркнул Сиддики, - так как русские в течение долгого периода времени готовили эту миссию». В целом он считает, что российская космическая промышленность сталкивается с несколькими проблемами: контроль качества, определенная степень коррупции и утечка мозгов, а также недостаточное финансирование – количество денег ограничено.
«Если сложить вместе все эти факторы, то создается весьма рискованная ситуация», - добавил Сиддики.
Подождать и посмотреть
По мнению Сиддики, нужно следить за реализацией проекта в области хай-тек в Сколково, где предпринимается попытка создать аналог Кремниевой долины. Предполагается, что там будут проводиться инновационные исследования и осуществляться разработки, которые затем могут быть использованы специалистами российской космической промышленности.
Сиддики также считает, что следует подождать и посмотреть, насколько успешными окажутся следующие запуски автоматических аппаратов к Луне.
«Если они будут успешными, то в 20-е годы, как мне кажется, количество космических проектов может увеличиться, но это, конечно же, зависит от экономики страны, - отметил Сиддики. – Посмотрим, что будет происходить в ближайшие пять лет, и после этого многое прояснится».