После объявления о возвращении в политику Сильвио Берлускони в Германии даже авторитетная общественная радиостанция Deutschlandfunk, та, что каждый вечер незадолго до полночи завершает свои программы немецким и европейским гимнами, утрадила свой традиционный сдержанный язык. «Это как в фильме ужасов, когда живые мертвецы возвращаются», - объяснила одна радиожурналистка во ввдении к интервью о ситуации в Италии.
Это «фильм ужасов»: для многих немцев Сильвио Берлускони был и остается «Schreckgespenst», то есть пугалом. На этом раз к недоверию и к раздражению по поводу нового выхода на политическую арену этого персонажа, который «не смог бы сделать карьеру ни в одной другой стране мира, наглого и вульгарного, осужденного за преступную неуплату налогов» (Frankfurter Rundschau), добавляется и кое-что другое, а именно – страх, что его возвращение и одновременный уход Марио Монти могут снова увлечь Италию на край бездны, нанести вред всей еврозоне, включая и Германию. Озабочена вся страна, в которой Бундестаг только что бросил очередный спасательный круг Греции, хотя понятно, что внутреннее общественное мнение во многом отрицательно относится к этому, так как Греция не все сделала для собственного выживания. А теперь может открыться новый очаг кризиса. Италии может понадобиться еще более существенная помощь, что скажется на положении налогоплательщиков Германии.
В словах Ангелы Меркель о том, что Италия может сойти с пути реформ, начатых Монти, и вовлечь в беду 17 стран еврозоны, сквозит страх. На политическом фронте предстоят выборы, которые должны будут происходить на фоне внутренних дебатов о нестабильности еврозоны и о возможном вмешательстве ЕЦБ, в котором Берлин имеет все меньше влияния. При возникновении этой смеси тревожных ощущений не учитывались полностью все изгибы итальянской политики, не принимались во внимание опросы, касающиеся политических возможностей партии «Народ свободы» и шансов Берлускони вновь стать премьер-министром. Достаточно объявления о его возвращении в политику. Достаточно его первых антигерманских выпадов, чтобы вызвать раздражение, выраженное вчера в речи министра иностранных дел Гидо Вестервелле: «Неприемлема антигерманская предвыборная кампания, выдержанная в популистских тонах». Несмотря на всю международную критику Германия оказывает помощь другим странам и не хочет оказаться в роли козла отпущения из-за чужих промахов.
Однако, канцлер верит в итальянцев. «Я поддерживаю усилия Марио Монти, идущего по дороге реформ», – сказала она, еще раз выразив доверие профессору. Она подчеркнула, что итальянцы должны сами сделать выбор, но выразила уверенность, что итальянский народ не свернет с правильной дороги.
«Следует ли ждать дестабилизации еврозоны из-за Италии?» - задал вчера вопрос один немецкий журналист пресс-секретарю Министерства финансов на традиционной пресс-конференции федерального правительства. Его коллега добавил: «Вероятная отставка Монти может негативно повлиять на другие страны, в том числе и на Германию, и еще больше углубить кризис еврозоны?» Сообщение об отставке Монти появилось на первых страницах газет. В заголовках не говорится об отставке Монти и о возвращении бывшего премьер-министра, журналисты делают упор, как вчера в газете «Хандельсблатт» на тот факт, что «Берлускони шокирует Европу и рынки». Меняются и рисунки в газетах. В июле 2011 года на обложке журнала «Шпигель» бывший премьер-министр был изображен в виде итальянского гондольера, стоящего в окружении двух сирен. Заголовок гласил: «Чао, красотка! Упадок самой прекрасной страны в мире». Сейчас же в газете Tagesspiegel Берлускони сравнивается с Лордом Волдемортом, врагом Гарри Поттера.