Если бы мы вспомнили, почему после Второй мировой войны в Риме было создано Европейское сообщество, то тогда стало бы ясно, почему сегодня во времена глобального «Commercium et Pax» мы обязаны закрыть его ради всего человечества.
15 апреля 1994 года в Марракеше были заложены основы для гармоничной взаимозависимости всех наций в мире, основанной на универсальной правовой системе, способной обеспечить торговлю, а значит, мир и справедливость. Действительно, 15 апреля 1994 года было подписано соглашение о создании Всемирной торговой организации. 156 государств-членов ВТО сегодня вместе преследуют цели, подобные тем, которые были поставлены в 1957 году перед Италией, Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, подписавшими в Риме договор о создании Европейского экономического сообщества.
Согласно правилам Всемирной торговой организации, сегодня США и Россия, Израиль и арабские страны ведут торговлю, продвигают правовые нормы, которые служат установлению и сохранению мира. «В последней четверти прошлого века глобальная юридическая система была значительно усовершенствована, право играет решающую роль. В центре системы - ВТО», - так писал в 2006 году конституционный судья Сабино Кассесе («Oltre lo Stato»).
Создатели Конституции хотели, чтобы Италия в соответствии со своими основными юридическими обязательствами (статья 11 Конституции) помогала международным организациям, а значит, служила делу мира и справедливости между всеми нациями: «Италия в равных условиях с другими государствами должна обеспечивать мир и справедливость между странами; она обязана помогать международным организациям, ставящим перед собой такие задачи».
«Юридические умы не представляли и не могли представить тогда возникновение и рост Европейского сообщества… Хотя можно сказать, что специфический проект ЕЭС/ЕС еще не созрел в умах создателей Конституции, но статья 11 уже могла найти приложение в рамках Европы. Во всяком случае, существует мнение, что статья 11 могла быть применена для решения проблем, связанных с новой всемирной Организацией Объединенных Наций, хотя прямо об этом в статье 11 не говорится. Тем не менее, ООН подпадает под концепцию «международных организаций», которые должны были обеспечить «мир и справедливость между нациями» (Финальный доклад на тему о формах и условиях участия Италии в международных организациях и в процессе европейской интеграции (Президиум Совета министров, Отдел институциональных реформ и деволюции, Комитет по изучению Конституции, 2004).
В 1957 году, через несколько лет после окончания Второй мировой войны, вызванной противоречиями между европейскими нациями, Итальянское государство основало в Риме вместе с другими пятью государствами Европейское экономическое сообщество. Нужно было создать правовую систему для регулирования торговли между недавно враждовавшими между собой странами, которая содействовала бы экономическому развитию, создавала бы взаимозависимость, препятствовала бы возникновению новых конфликтов и способствовала укреплению мира. Итальянский конституционный суд считает, что проект Европейского экономического сообщества совпадает с перспективами статьи 11 Конституции («Италия в равных условиях с другими государствами должна обеспечивать мир и справедливость между странами; она обязана помогать международным организациям, ставящим перед собой такие задачи»).
В ответ на требование дать оценку законности системы ЕЭС Итальянский конституционный суд постановил (решение суда № 183 от 1971 года): «Закон от 14 октября 1957 года, № 1203, на основании которого итальянский парламент полностью одобрил Соглашение о создании ЕЭС, находит надежную законную основу в 11 статье Конституции, в которой говорится, что «Италия в равных условиях с другими государствами должна обеспечивать мир и справедливость между странами; она обязана помогать международным организациям, ставящим перед собой такие задачи».
Эта норма неслучайно оказалась среди основных принципов Конституции, она имеет точный и ясный политический смысл: Италия присоединилась к Организации Объединенных Наций. Авторы Конституции опирались на программные принципы и общепризнанные ценности, в духе которых были созданы Европейское экономическое сообщество и другие региональные европейские организации. Следовательно, конституционный суд признал законность создания ЕЭС, потому что эта международная организация действовала в целях укрепления мира и справедливости между нациями. В этом же решении суда (№ 183 от 1973 года) есть важное пояснение: «Необходимо добавить, что на основании 11 статьи Конституции предполагаются ограничения суверенитета только в вышеуказанных целях; полностью исключается, что такие ограничения, конкретно перечисленные в Римском договоре, подписанном странами, чье политическое устройство опирается на принципы правого государства, гарантирующие основные свободы граждан, могут нарушать основы нашего конституционного порядка или неотъемлемые права человека. Очевидно, что если будет предпринята неправильная интерпретации статьи 189, то Конституционный суд обязан вмешаться и гарантировать совместимость Римского договора с нашими основными принципами…».
Следовательно, ни при каких условиях в соответствии с действующей Конституцией Конституционный суд не может признать законность малейших попыток любой европейской организации, которая при ее создании должна была обеспечивать мир и справедливость между народами, устранить Италию и создать другое государство даже с целью лучшего соблюдения экономических интересов итальянцев.
Создатели Конституции, вдохновляемые в 1947 году глобальными международными идеями, написали 11 статью, не делая специальную ссылку на Европу, потому что по их мысли Италия должна была вписываться в мировой контекст: «Вопрос, поднятый уважаемым Бастианетто, предлагавшим упомянуть о европейском объединении, не рассматривался Комиссией. Однако, собрав мнения, я понял, что единодушного голосования быть не могло. Принцип единства Европы очень близок итальянцам; итальянские мыслители всегда считали Европу своей второй родиной. Однако оказалось, что и в этот исторический момент международное устройство может и должно перешагнуть европейские границы. Нет смысла замыкаться в этих границах перед лицом таких континентов как Америка и других, которые хотят участвовать в международной организации. Я думаю, что если мы хотим добиться согласия, мы должны придерживаться решений Комиссии, которые не исключают формирование более тесных отношений в рамках Европы, но и открывают дорогу к укреплению мира и справедливости между всеми народами» (Выступление уважаемого Меуччо Руини на пленарном заседании Конституционной Ассамблеи, вечернее заседание 24 марта 1947 года).
15 апреля 1994 года Италия подписала Договор о создании Всемирной торговой организации, став ее полноправным членом; наравне с другими странами-участницами она должна пользоваться предусмотренными правами и выполнять свои обязательства в рамках глобального рынка и международного права. С 1 января 1995 года, когда вступил в действие Договор о Всемирной торговой организации, Италия не пользуется своими правами в рамках ВТО, не оспаривает нарушения другими странами правил ВТО и не применяет на своей территории нормы ВТО. Это происходит потому, что судьи, юристы, университетские преподаватели, государственные чиновники по инерции и механически выполняют распоряжения органов Европейского сообщества, которые считают, что нормы права ВТО не имеют никакой силы, забыв об 11 статье Конституции и целях, которые когда-то оправдывали законность существования Европейского экономического сообщества, а сегодня оправдывают деятельность Всемирной торговой организации» (C-377/02, 1 марта 2005 года).
Во времена глобального рынка и триумфа международного права и Всемирной торговой организации Италия не может ограничиваться рассмотрением вопроса о том, оставаться ли ей в рамках еврозоны и Европейского Союза. Как это предполагалось создателями Конституции, Италия юридически обязана признать то, что 15 апреля 1994 года Римский договор исчерпал себя, а деятельность ЕЭС завершилась. На ней лежит историческая ответственность за этот шаг. Только в этом случае Италия сможет вновь содействовать делу укрепления мира и справедливости между народами и выполнять нормы Всемирной торговой организации. Один проницательный судья заметил: «Несмотря на другую ориентацию права сообщества протоколы ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) полностью вписываются в национальную юрисдикцию» (Суд Неаполя, 12 ноября 1984 года, Soc. Montedison C. Министерство финансов).