Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Национальная армия поможет остановить Северную Корею

© коллаж ИноСМИСеверная Корея США Китай
Северная Корея США Китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
И все-таки КНДР сделала это. Она назвала красивым именем «искусственный спутник» то, что в реальности является баллистической ракетой дальнего действия военного назначения, и при этом не преминула воспользоваться своим любимым способом - скрывать все от соседей до последнего. Как ни печально, но это суровая действительность международной политики.

И все-таки КНДР сделала это. Она назвала красивым именем «искусственный спутник» то, что в реальности является баллистической ракетой дальнего действия военного назначения, и при этом не преминула воспользоваться своим любимым способом - скрывать все от соседей до последнего. Как ни печально, но это суровая действительность международной политики. И что же наш парламент, который пребывает в последней стадии предвыборной кампании? Обсуждает ли он вопрос национальной защиты и безопасности?

Объединив результаты исследования, которое проводили СМИ по депутатскими мандатам в парламенте, и серьезное ослабление позиций Демократической партии Японии, можно наверняка утверждать, что премьер-министр Нода необдуманно ввязался в спор по безопасности. Целью выпадов стало заявление Либерально-демократической партии: «Пересмотрев Конституцию, мы придадим силам самообороны статус национальной армии». Уклончиво рассуждая о пересмотре, они при этом выступают против предложения о создании вооруженных сил, прибегая к полемике: «а вы, видимо, собираетесь создать систему для запуска межконтинентальных баллистических ракет?»

Сожалеем об отступничестве Ноды

Три года назад Демократическая партия пребывала на волне подъема. Один из многообещающих на тот момент политиков Йосихико Нода выпустил свою первую пробу пера под названием «Враги демократии», в его книге поднимались вопросы Конституции и обороны, довольно отличавшиеся от точек зрения сегодняшних либерал-демократов. Печально, что теперь, когда демократическая партия находится на спаде, «хороший человек» Нода оставил все свои усилия в прошлом.

Еще до представления ЛДП своего варианта Конституции, я утверждал о необходимости пересмотра Конституции и создании национальной армии. Поэтому я оценил, что, не успев оставить свое кресло премьер-министра, Нода во время участия в предвыборных дебатах ответил на вопрос ЛДП о «ключевой политике национальной обороны», сразу же предложив не уклоняться от обсуждения её пересмотра. Естественно обсуждение должно касаться и Конституции, и обороны страны. Однако на данный момент оно отсутствует.

Когда Нода вошел в кабинет министров с «ключевой политикой обороны страны» ему было 55 лет. Текущему Соглашению о безопасности между Японией и США было только 3 года. Этот документ стал самым важным актом в формализации политики безопасности нашей страны. До сегодняшнего дня в нем не было изменено ни одного слова, ни одного предложения. И хотя этот документ и является продолжением старого Соглашения о безопасности между США и Японией, но всем, не исключая кабинет Ноды, беззаботно удавалось избегать его пересмотра.

Кругом одни противоречия

В вопросах обороны и безопасности наша страна страдает отсутствием прямого взгляда на вещи, с другой стороны - реакция на употребление слов слишком эмоциональная. Хороший пример тому: «силы самообороны» - все в порядке, «вооруженные силы» - ни за что.

Разумеется, слова требуют аккуратного обращения с ними. Но такая настойчивость в употреблении любимых в Японии слов может легко привести к непониманию действий на международной арене. «Силы самообороны» числятся наряду с армиями других стран в миротворческих списках ООН, при этом нас может охранять официальная армия, но официально охранять мы не можем - и это только один из примеров. Из той же серии: это силы «само» обороны, поэтому нельзя запускать ракеты за пределы территории и акватории Японии.

Согласно законодательству Японии, силы самообороны не являются армией, поэтому официальные лица сил самообороны странным образом разделяются на внутренних и иностранных. В пределах страны они не называют себя военнослужащими, а за рубежом тебя просто не поймут, если ты не будешь представляться военным. В качестве показательного примера возьму существующего только в Японии «атташе сил самообороны». Если же собеседник при подобном представлении останется в недоумении, то нужно оправдываться, что это все тот же стандартный «военный атташе» просто другими словами.

Даже в самой Японии этот пример показывает, что вещи не называются своими именами. Даже название у сил самообороны странное. По сути дела, они являются силовой организацией, созданной без сомнений для обороны страны (национальной обороны). При этом самооборона непременным образом не должна являться силовой. В подготовке к зиме самооборона может быть не силовым действием. Идея о том, что слово «силы» в значении группа и слово «военная сила» никак не связаны, прописана даже в японском иероглифическом словаре. Можно найти в словаре такие сочетания с этим же иероглифом в значениях музыкальная группа, караван.

Именно поэтому называть «силы» самообороны в значении «группа» на английском как «силы» самообороны в значении «военная сила» по меньшей мере странно. Так как слово «силы» в английском имеет значение «военная сила». В итоге получаем, что в данной ситуации проблема не в английском, а в японском языке. Наверное, дело бы обстояло лучше, если изначально «силы самообороны» были названы «армией самообороны». В любом случае тогда были времена, когда реальные вещи камуфлировались в поисках возможности создания вооруженных сил в Японии.

К международной стандартной структуре, которой не нужны оправдания


Вооруженные силы в странах по всему миру не обязательно называются «Национальными вооруженными силами», потому что у всех свои исторические и политические особенности. Но нет такой армии, у которой отсутствует назначение обороны. Даже если в международной среде происходит улучшение и относительно сокращается удельный вес армии, то все равно национальная оборона остается первейшим приоритетом. В международном сообществе по-прежнему армия является решающей силовой структурой, которая стоит отдельно от систем распределения обязанностей. Япония тоже должна согласиться с таким подходом, и переименовать собственную военную структуру в доступную для понимания на международном уровне «армию национальной обороны».

В Японии и за рубежом немало голосов, которые говорят, что пересмотр Конституции для переименования «сил самообороны» в «армию обороны» ведет к восстановлению военщины и звучит как увертюра к возрождению довоенного милитаризма в Японии. Да быть такого не может. Исторически у японской армии никогда не было названия «армии обороны». До войны армия называлась «армией Великой Японской империи», в газетах и по радио это название сокращали до «императорской армии». Иными словами это была «армия императора».

Армия национальной обороны, которая рано или поздно должна появиться, не станет повторением прошлого. И это вряд ли будут «силы самообороны» со сложным для понимания смыслом, нуждающемся в объяснении и в самой Японии и в других странах, без чудовищных интерпретаций со стороны правительства. Я посвятил 26 лет своей жизни службе в силах самообороны, и сердце мое наполняется радостью от того, что сами силы самообороны, пройдя через зной и стужу, смогли стать любимыми своими соотечественниками. Но…

После войны уже прошло почти 70 лет. Наша страна давно отказалась от милитаризированного строя, она должна стать «обычной страной», которая могла бы предпринять необходимые меры по отношению к странам-агрессорам, таким как Северная Корея. Для этого нужно сбросить старую шкуру «сил самообороны», нуждающуюся в оправдании, и сменить военную структуру страны на «национальную армию обороны», что является международной нормой.

Автор – заслуженный профессор Национальной академии обороны.

Перевод выполнила Гостева Ирина.