Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В деле Pussy Riot российские власти не смогли избежать ловушки агитпропа и позволили оппозиции одержать победу в сражении за международный имидж. Все указывает на целых три ошибки при анализе этого дела, который обычно можно увидеть в западных СМИ.

Если вы считаете, что участницы панк-группы Pussy Riot, две из которых в настоящий момент все еще находятся за решеткой, это нечастные беззащитные девушки, жертвы всемогущего царя и слепоты их собственного народа, то вы трижды неправы.  

 

В конце ноября российский суд вынес решение ограничить доступ к видео панк-группы Pussy Riot в интернете. В августе двух девушек приговорили к двум годам заключения в колонии за хулиганство и вандализм на почве религиозной ненависти. Сейчас они находятся за решеткой, тогда как третью участницу коллектива в октябре все же выпустили на свободу по итогам апелляционного процесса. 

 

Вообще, все это дело свидетельствует о глубоком непонимании российской политической жизни в западных СМИ, что приводит к появлению в лучшем случае упрощенческих, а в худшем - карикатурных анализов. В целом звучащие утверждения можно свести к такой фразе: «С одной стороны стоит всемогущее чудовище Путин, с другой стороны - плюшевые зайки из оппозиции, но народ в своей слепоте массово следует за Путиным». Здесь, как вы видите, просматривается сразу тройное презрение, поэтому давайте проясним ситуацию.  

 

С самого начала западные СМИ в своем большинстве взяли за основу схожий сценарий освещения событий, который отдает желанием приукрасить историю. Хотя в стране можно найти и другие случаи задержания политических заключенных, обрушившееся на трех девушек внимание достигло ранее невиданных масштабов. Кроме того, стоит отметить, что одну из них, Надежду Толоконникову, снимали гораздо больше других, что, вероятно, объясняется ее телегеничностью. 

 

Такое избирательное возмущение связано с тем, что здесь были все составляющие для душераздирающей истории: три невинные и беззащитные девушки, которые выступили против всемогущего царя. Тем не менее, хотя с юридической точки зрения здесь действительно оказались угнетатель и угнетенные, в том, что касается политических последствий, все сложилось совершенно иначе. 

 

Модель агитпропа

 

Концепция агитпропа, которая была разработана Коммунистической партией Советского Союза и прекрасно известна активистам из всех стран и всех мастей, может пролить свет на ситуацию. Если конкретнее, агитпроп - это, как следует из названия, сочетание методов агитации и пропаганды в чисто описательном, а не негативном смысле двух этих понятий. 

 

Агитация (чаще всего в виде культурных хеппенингов или театрализованных ненасильственных демонстраций) привлекает внимание СМИ, а с их помощью и общественного мнения. Пропаганда (в виде открыто распространяемого во время агитации послания) в свою очередь несет политический посыл. 

 

Цель можно считать достигнутой, если СМИ освещают событие, если политическая власть дает на него жесткий ответ и, разумеется, если оба эти условия выполняются одновременно, так насильственная реакция властей лишь разжигает интерес прессы.  

 

Таким образом, выступление Pussy Riot с антипутинскими лозунгами в православном храме - это просто-таки классический случай успешного агитпропа. Судебные репрессии и масштабное освещение дела в международных СМИ помогли привлечь внимание к политическому посылу. «С одной стороны стоит всемогущее чудовище Путин, с другой стороны - плюшевые зайки из оппозиции»: в конечном итоге, с политической точки зрения сильный одерживает победу над слабым благодаря стратегии, которая здорово напоминает концепцию асимметричной войны. 

 

Несколько групп в общественном мнении

 

Раз мы определили, кто оказался настоящим победителем в этом деле, давайте разберемся с российским народом, который с точки зрения западных СМИ в своей массе слепо следует за Путиным. Этот вывод не только опирается на застарелое клише о том, что «русским нравится сильный царь и кнут», но и оставляет без внимания сложную структуру российского общественного мнения. Кроме того, было проведено сразу несколько опросов, которые способны пролить свет на истинное положение дел: они показывают, что хотя большинство и следует линии Владимира Путина, в стране существует ряд отличающихся восприятием блоков.  

 

Российский суд признал участниц Pussy Riot виновными в хулиганстве и вандализме на почве религиозной ненависти. Западные СМИ, по всей видимости, отмахиваются от религиозной составляющей и делают упор на ее антипутинской части. Тем не менее, по данным опроса ВЦИОМ, 23% россиян считают выступление группы богохульством и еще столько же - вандализмом. Лишь 10% граждан говорят о его политической окраске. 

 

Кроме того, как показало исследование независимого Левада-центра, лишь 14% россиян считают двухлетний тюремный срок чрезмерно жестокой мерой наказания. 35% населения считают приговор справедливым, а 43% даже находят его недостаточным. 

 

Россияне поддерживают судебную систему

 

При всем этом, наиболее интересный момент касается восприятия россиянами их судебной системы. По данным все того же опроса ВЦИОМ, 49% из них не считают, что на суд оказывалось давление. В более широком плане, по окончанию процесса, который был признан на Западе совершенно несправедливым, 75% граждан не изменили своего отношения к судебной системе. Другими словами, россияне в своем большинстве поддержали меры наказания именно как решения суда, а не пришедшие сверху указания Владимира Путина. 

 

Pussy Riot удалось распространить свой политический посыл в невиданных ранее для оппозиции масштабах, и тем самым они смогли одержать победу в противостоянии с российской властью. Она в свою очередь не получила в этом деле поддержки населения, которое в свою очередь одобряет решение суда. 

 

Другими словами, российские власти не смогли избежать ловушки агитпропа и позволили оппозиции одержать победу в сражении за международный имидж. Все указывает на целых три ошибки при анализе этого дела, который обычно можно увидеть в западных СМИ.