В то время как Турция фокусирует свое внимание на арабской географии, особенно на событиях в Сирии, вопрос о том, как будет обеспечена энергетическая стабильность и безопасность Евразии, обсуждается как на национальном, так и международном уровне. Природные ресурсы, которыми владеют тюркские республики Средней Азии, получившие свою независимость с окончанием холодной войны и распадом СССР, и важные звенья транзитных цепей энергоносителей интенсифицируют «армрестлинг» США и России вокруг этого региона. Территория, охватывающая Грузию, Армению и Азербайджан, обозначаемая как «транскавказский регион», с уникальными энергоресурсами, трубопроводами, различной этнической структурой и высоким конфликтным потенциалом выходит на передний план как географическое пространство, на котором великие силы стремятся образовать зону своего влияния. Для Турции, одного из значимых государств в этом ключевом регионе, особое значение приобретает стабильность в отношениях с Азербайджаном и Грузией, право голоса в области энергетических транзитов и гарантии национальной безопасности. Следовательно, геостратегическое и геополитическое значение Турции в долгосрочной перспективе связано с политикой и стратегиями энергетической безопасности страны в этом регионе.
Как только США заметили потерю эффективности своего потенциала «абсолютной власти», направленного на распространение «демократии» по всему миру, они попытались реализовать его с помощью «мягкой силы». Однако, как отметил Амин Маалуф, США не удалось смягчить свою власть над миром. Американское руководство, преследуя стратегию подрыва общественной основы определенных государств для обеспечения доступа к жизненно важным энергетическим ресурсам и установления контроля над ними, в настоящее время движется по туннелю, в конце которого свет не виден. Конечно, эту судьбу переживают и государства, соседствующие со странами, в которых полыхает огонь восстания. С другой стороны, Россия резко выступает против трансформаций, осуществляемых или запланированных под контролем Запада, для предотвращения угрозы своего присутствия в Средиземноморье. Называемый «последним царем» президент РФ Владимир Путин определяет свои планы в противовес усилиям Запада в регионе и стремится препятствовать единоличному контролю США над Средиземноморьем, которые действуют под предлогом обеспечения региональной безопасности.
Возможно, одной из важнейших зон борьбы как значимых региональных стран Турции и Ирана, так и ЕС, США, России, Китая и Индии, является богатый энергоресурсами Каспийский регион. Такие цели, как обеспечение энергетической безопасности, выработка геостратегических приоритетов и создание зон коммерческой деятельности, направляют энергетическую политику Вашингтона в Каспийском регионе. Данный регион, нефтяные резервы которого оценивают в размере около 30 миллиардов баррелей, сталкивает Россию и США, становится причиной формирования политики сотрудничества других игроков в рамках зоны конфликта двух этих стран. Этот регион, обозначенный Маккиндером как «Хартленд», наряду с представлением для Запада стратегической сферы и необходимостью устранения влияния России, является центром, в котором необходима интеграция Запада в системы экономики, политики и безопасности. В этой связи США стремятся удержать на расстоянии от России и Ирана транзитные пути экспорта региональных ресурсов и прилагают усилия для обеспечения альтернативных путей транспортировки энергоносителей в обход России.
Даже если России и не удастся достичь былого влияния на территориях, над которыми потерян контроль с окончанием холодной войны, она продолжит стремиться не позволить Западу захватить регион. Нацеленность Запада на альтернативные энергетические ресурсы и пути после осознания того, что, кроме России, отсутствует какой-либо надежный поставщик энергетических ресурсов в Европу, обращает внимание России на проекты, которые призваны расширить географическую зону для воспрепятствования проекту единственного «евразийского коридора». Один из таких проектов открывает миру восточный берег Каспийского моря посредством Ирана и усиливает роль «евразийского моста» через развитие железной дороги Москва – Пекин и Транссибирской магистрали.
С точки зрения Турции Транскавказский регион и Каспийский бассейн в период после холодной войны выходят на передний план как пространства, которые требуют внимательного построения военных, политических и экономических отношений. Будучи в высокой степени зависимой от России в области газовых поставок, Турция должна расценивать Каспийский регион как альтернативный источник природного газа, придавать значение достижению энергетического сотрудничества с другими странами данного региона во избежание монопольной позиции России в энергетике. Например, страной, с которой Турция как по историческим причинам, так и в силу преимуществ от географической близости, может развивать многостороннее сотрудничество, является Азербайджан. Важнейшими энергетическими мостами между двумя странами выступают нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и проекты по разработке месторождения «Шахдениз». Следовательно, для спасения Европы от зависимости от России необходимо обеспечение поставок энергетических ресурсов Каспийского региона через определение безопасных маршрутов. В этой связи Турция, являясь наиболее подходящей территорией для реализации энергопоставок в Европу, будет играть роль «связующего звена» в обеспечении энергетической безопасности.