В своей книге Тильман Нажель пытается пересмотреть догматический образ жизни Мухаммеда, каким он представлен в мусульманской традиции. Вот отрывки из книги «Мухаммед: история араба, вымысел пророка»:
«Раз жизнь Мухаммеда общедоступна и содержит в себе практические доказательства заложенного в ислам послания, привилегированный доступ к духовной вселенной ислама заключается в знании пророка. От рождения до смерти жизнь пророка объединяет, она свободна от всех форм человеческой трагедии, представляет собой призыв к вере, испытание человека, символизирует скромность и поиск мира с Единым».
Именно в такой перспективе живущий в Европе мусульманин пытается объяснить жизнь Пророка своим братьям по вере, а также последователям других религий, которые ищут простых и отполированных жизненных максим.
«Свободна от всех форм человеческой трагедии» - в силу своей неразрывной связи с Небом эта биография начисто лишена заблуждений, тупиков и путаницы.
«За 23 года миссионерства Мухаммед искал путь свободы и духовного освобождения. В различных жизненных ситуациях на него снисходили откровения, словно Всевышний вел с ним диалог в истории, в вечности. Пророк слушал ему, вел с ним беседы, внимал его знакам днем и ночью, в теплом окружении его товарищей или в одиночестве Аравийской пустыни. Он молился, когда людской мир спал, взывал к Богу, когда его братья теряли надежду, хранил терпение перед лицом хулы и несчастий, когда столько людей поворачивались к нему спиной. Его глубокая духовность освободила его от оков собственного «я». Он видел знаки в летящей птице, растущем дереве, наступающих сумерках и сияющей звезде».
Все, что рассказывают людям о жизни Мухаммеда, неразрывно связано с непогрешимым Аллахом. Как мы уже отмечали, эта жизнь начисто лишена ошибок и вины. Во всем, что касается личности Мухаммеда, нет и намека на нечто подобное. Все пророки живут, избегая трясины греха. Адам (первый из них) и Ева отведали запретный плод. Дьяволу удалось искусить их, и их изгнали из рая. Об этом и говорится в Коране (сура 2, аят 35). Приобретение знаний о добре и зле вовсе не обязательно связано с нарушением запрета. Вместо этого, после изгнания «Адам покорился словам Господа своего, и Он простил ему, ибо Он - прощающий, милосердный» (сура 2, аят 37). Все это - лишь вопрос восприятия послания Аллаха, а не вопрос вины. А кто может быть более верным последователем указаний Всевышнего, чем его последний пророк?
«Свободна от всех форм человеческой трагедии» - не все мусульмане готовы принять подобную аморальную перспективу и восринимать биографию их Пророка как череду событий и поступков, которые по определению должны быть «справедливыми» (то есть примерными и достойными похвалы) по той лишь простой причине, что ли были совершены под руководством направляющей божественной воли. Иранец Али Дашти в своей книге пытается рассмотреть все основные текстовые источники, не ударяясь в эти догматические утверждения, которые стремятся представить даже самые отталкивающие преступления (например, уничтожение еврейского племени Бану Курайза) как плод духовности и неразрывной связи с Аллахом. Как несложно понять, у вас не получиться выполнить эти требования без зачастую неприятных умствований.
Дашти свободен от них. Как ему кажется, Мухаммед был обычным человеком, с со своими сильными и слабыми сторонами. Он выделялся своей жесткостью, упорством, стремлением во что бы то ни стало достичь поставленных перед собой задач и полным отсутствием сомнений и колебаний, когда речь заходила о достижении властных амбиций. Представление его жизненного пути в направляющем божественном свете не делает чести Мухаммеду и оказывает плохую услугу всему человечеству. Все это служит лишь опорой для власти мусульманских эрудитов, которые представляют себя как преданных и ревностных имитаторов, а своими словами и действиями создают препятствия для любой критики. Статьи Дашти о жизненном пути Мухаммеда ходили в Иране с 1973 года. Сразу же после победы исламской революции в 1979 году Дашти отправили за решетку и пытали. В 1981 года он скончался от полученных ран.
Так может ли европейский ученый заняться этим вопросм, не сталкиваясь с религиозно обоснованными претензиями на истину? Если он хочет отдать должное своему этосу ученого, он может и должен собрать воедино источники информации о предмете исследования, чтобы затем объективно и непредвзято изучить эти сведения, установить прозрачные критерии анализа и представить результаты в правдоподобной форме с учетом того, что могут поведать источники. Тем не менее, исследовательская работа по жизни Мухаммеда должна преследовать не только эту задачу. Помимо перечисления того, что можно сказать о Мухаммеде и зарождении ислама с точки зрения соблюдения стандартов исторического исследования, необходимо рассмотреть и «вторую» жизнь мусульманского Пророка, то есть формирование и наполнение веры в Мухаммеда. Только таким образом мы будем в силах оценить догматическую перспективу Мухаммеда и понять, почему столь многим мусульманам так сложно выйти за ее пределы, а некоторые из них вообще считают это неприемлемым».
Тарик Рамадан, «Мухаммед. Жизнь пророка. Духовное воспитание для современного мира» (Muhammad. Vie du prophète. Les enseignements spirituels et contemporains), издательство Presses du Châtelet, 2006 год.
Тильман Нажель (Tilman Nagel) - специалист по политической и религиозной истории мусульманского мира.